Дай миллиард! Как бедные становятся беднее, а богатые — богаче

Автор фото: Виктор Тихомиров
Во всемирном рейтинге миллиардеров Forbes представительство России расширилось сразу на 19 человек.

 

Рейтинг счастья World Happiness Report и мировой рейтинг миллиардеров Forbes были опубликованы практически одновременно. И в том и в другом рейтинге Россия добилась впечатляющего роста. И если в рейтинге счастья наша страна прибавила семь пунктов, поднявшись на 49–е место, то в рейтинге богачей прогресс оказался намного более значительным. В список Forbes вошли 96 представителей России, на 19 больше, чем годом ранее. Хороший аргумент для тех, кто верит в наш экономический подъем, тем более нефтяные котировки прибавили за год почти 25%. К слову, если в 1999 году доля доходов российского бюджета от экспорта нефти не достигала 18%, в 2014–м она уже превышала 50%, и это без учета косвенных нефтяных доходов, например НДС, пошлин и акцизов на импорт, закупаемый на нефтедоллары.
Среди стран, сопоставимых с Россией по уровню подушевого ВВП, число миллиардеров у нас самое большое. Совокупное состояние россиян в глобальном рейтинге Forbes–2017 составило $386,3 млрд. Для сравнения: в 2001 году в России было всего восемь долларовых миллиардеров с общим состоянием $12 млрд.
При этом доля нашей страны в мировой экономике плавно снижается (1,7% мирового ВВП), так же как и доходы граждан. (В 2016 году реальные располагаемые доходы населения были на 9,5% меньше уровня 2013 года.) И даже производство, в увеличении которого нас так вежливо убеждал Росстат, по новым данным того же Росстата, опять показало снижение (минус 2,7% в феврале 2017 года). Сельское хозяйство, может быть, и выросло, но продажи всех продуктов — кроме картошки, свеклы и моркови — упали, причем значительно, как сообщает РАНХиГС. Но есть и хорошие новости. По сообщению того же Forbes, за минувшие 3 года количество запросов от россиян на приобретение недвижимости за рубежом увеличилось в среднем на 25%.
Между этими цифрами существует какая–то связь, но кто рискнет открыть ее? У монеты в России две стороны, смеялся в Давосе один вице–премьер, кто–то заработал много денег, а кто–то все потерял и даже умер. Как пошутил один из известных российских Forbes, живущий в Лондоне: "У нас всегда была норма — 125 граммов хлеба в сутки! Вот это и будет ответом на санкции…" Над этими словами можно иронизировать, но олигарх в чем–то прав. Санкции, о которых так много говорят, в сущности, не затронули фундаментальные основы российской экономики — экспорт ресурсов и импорт всего остального. Даже проблемы российской банковской системы связаны не с санкциями, а с воровством. А уж продуктовое эмбарго — это и вовсе "отечественный продукт". Его действие обходится каждому россиянину в 4380 рублей дополнительных расходов в год (данные РАНХиГС). Русских в Лондоне это, само собой, не касается.
Очевидно, что наши Forbes знают что–то, чего не знаем мы. Тем более что корреляция между IQ и богатством высока. И остается надежда, что олигархи поведают нам настоящую тайну благосостояния.
Это было бы интересно, ведь по данным исследований Института социологии РАН, именно деньги являются фетишем россиян.
Главный ужас молодежи и пожилых — лишиться материальных средств к существованию (68% и 92%). Для 90% подростков свобода ассоциируется с деньгами. 90% считают, что "уважение" покупается, а с возможностью покупки "человеческих чувств" согласны 98% опрошенных. Но где взять деньги?
Больше всего о деньгах могли бы рассказать те, у кого их много. Если власти не могут принять решение, мы обязаны обратиться к народу, говорил персонаж популярного романа о событиях весны 1945–го. Что могли бы нам сказать олигархи в год столетия двух революций?
Для вас плохие новости, парни! Нефть и газ производят всего 1 млн человек. А трудовых ресурсов у нас 77 млн. Поэтому все, кто не в теме, не смогут продать свой труд по хорошей цене, потому что нет платежеспособного спроса. Спроса не будет, потому что в стране нет независимого капитала. Он уходит туда, где лучше законодательство, выше конкуренция и ниже ставка кредита. А ставка кредита высока потому, что риски велики, а деловая активность низка. Ситуацию могли бы спасти не деньги олигархов сами по себе, а их желание создать в России систему мотиваций для вовлечения в бизнес как можно большего числа людей. В противном случае нам, как говорил 100 лет назад писатель Эмиль Фаге, "придется страдать при виде чужого счастья; несчастье бедных в этом и состоит".