Проверочная работа

Прокуратура и таможенный главк проверяют информацию о возможной коррупции на Выборгской таможне.

Враспоряжении "ДП" оказалась копия письма, направленного руководителю ФТС России Владимиру Булавину и директору ФСБ Александру Бортникову, в котором якобы описывается ситуация на Выборгской таможне Северо–Западного таможенного управления (СЗТУ). Письмо подписано "коллективом Выборгской таможни".
По версии авторов письма: "Руководство Выборгской таможни делает вид, что борется с коррупцией проводя кадровые чистки, а на самом деле в тандеме с службой по противодействию коррупции СЗТУ, увольняет по результатам служебных проверок неугодных честных сотрудников и расставляют на места, за деньги, своих людей" (орфография и пунктуация сохранены).
Анонимные авторы письма считают, будто все должности куплены, и даже приводят примеры стоимости некоторых кресел. Так, из текста можно увидеть, что место начальника поста стоит якобы 300 тыс. евро, должность заместителя — 200–250 тыс. евро, устройство на работу — 1 млн рублей. Кроме того, в письме описаны ставки нелегальных сборов, из которых формируются теневые доходы.

Проверка идет

В ФТС подтвердили, что 13 марта получили обращение от имени коллектива Выборгской таможни. "ФТС России принимает оперативные меры в целях полной, всесторонней и объективной проверки изложенных в нем обстоятельств", — сообщили в таможенной службе. Северо–Западная транспортная прокуратура также организовала проверку, сообщили "ДП" в надзорном органе. ФСБ на запрос "ДП" не ответила. В СЗТУ сообщили, что не получали писем от коллектива Выборгской таможни, но отметили, что противодействие должностных лиц таможенных органов организованным преступным группам вызывает недовольство у правонарушителей. "Нередко недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) пытаются опорочить честь и достоинство должностных лиц таможенных органов", — добавили в СЗТУ.
Некоторые из опрошенных "ДП" участников ВЭД тоже сходятся во мнении, что письмо инициировано не сотрудниками Выборгской таможни, а недобросовестными бизнесменами или лицами, связанными с ними. "Выборг — особый город. Деятельность большей части населения города связана с ВЭД — они либо работают на таможне, либо занимаются контрабандой", — говорит на условиях анонимности таможенный брокер (бывший сотрудник СЗТУ).
Раньше значительная часть контрабанды ввозилась в Россию с Украины, а теперь потоки перераспределились, и популярность Выборгской таможни среди недобросовестных бизнесменов возросла. "Схема может быть очень проста, — поясняет один из участников ВЭД. — Предположительно, с территории Финляндии выезжает фура с товаром. Останавливается на нейтральной зоне между границей Финляндии и России. Затем товар перегружается во вместительные внедорожники. В результате в Россию товар въезжает по "зеленому коридору". За ночь можно перегрузить 10–12 фур. По такой схеме может ввозиться одежда, мелкая электроника (например, флешки), а также продукты питания. "По ночам через таможню проходят караваны джипов, набитых запрещенной едой", — утверждает другой участник ВЭД.
В целях борьбы с этой схемой начальник Выборгской таможни полковник Александр Ястребов в конце прошлого года издал приказ "О фотографировании транспортных средств". Документ предписывал инспекторам пунктов "Торфяновка", "Светогорск" и "Брусничное" фотографировать универсалы и внедорожники, въезжающие в РФ. Собственно, этот приказ, нарушивший привычную жизнь контрабандистов, и стал, по мнению собеседников "ДП", поводом для появления письма.

В чем выгода

Ввоз товаров под видом частных лиц позволяет импортерам как минимум вдвое сократить таможенные платежи, говорят участники ВЭД. Фура с одеждой стоит 1,5 млн евро. Таможенные платежи с нее составляют 40%, или 600 тыс. евро. "Но в реальной жизни расходы контрабандистов не превышают 300 тыс. евро. Эта сумма включает в себя и расходы на доставку товара до склада в России, и расходы на таможню: из расчета 4 евро за килограмм, когда товар ввозится как бы для личного пользования. Для себя можно ввезти не более 50 кг", — подсчитал один из собеседников "ДП".
Часто контрабандисты ввозят один товар, а декларируют другой, как правило, строительные материалы, так как они облагаются минимальной пошлиной. Самый громкий случай произошел год назад: сотрудники ФСБ задержали в порту Усть–Луга контейнер с элитным алкоголем, задекларированным под строительный герметик. По подозрению в организации контрабанды арестован известный петербургский миллиардер Дмитрий Михальченко. Впрочем, эта история не испугала контрабандистов. "В начале года в результате проведенной ФТС проверки в Усть–Луге выявлено 180 контейнеров, в которых ввозился один товар, а по декларациям проходил другой, более дешевый, — говорит участник рынка. — Без проверок и встрясок инспектора не всегда замечают контрабанду".
Оценить масштабы контрабанды участники ВЭД затрудняются, но полагают, что речь идет о сотнях миллионов евро в месяц.
"Я долгие годы проработал в СЗТУ. Это письмо могли написать как сотрудники таможенных органов, так и сами контрабандисты. Надо понимать важный момент: начальник таможни единолично ничего не решает. Так что руководитель СЗТУ ничего изменить не сможет. На кадровые назначения в таможне влияют такие ведомства, как ФСБ, полиция, прокуратура. Если интересы начальника таможни разойдутся с интересами покровителей, его уволят", — считает бывший сотрудник СЗТУ.

Головная боль

Напомним, что годом ранее скандал разгорелся в самой ФТС. Дом и рабочий кабинет экс–главы ФТС Андрея Бельянинова сотрудники СК и ФСБ обыскали в конце июля прошлого года. У чиновника изъяли иностранной валюты на 56 млн рублей. Сам Бельянинов тогда назвал эти деньги "семейными накоплениями". Дмитрий Медведев отправил Бельянинова в отставку. Позже в ходе традиционной "большой пресс–конференции" 23 декабря президент Владимир Путин заявил об отсутствии претензий к Бельянинову. Тем не менее напряжение в таможенных органах растет.
Правительство требует от них увеличения перечислений в бюджет. Основной объем таможенных платежей (98%) дает импорт. А он с 2014 года сократился более чем вдвое. Вот и приходится таможенникам изо всех сил повышать эффективность. С этой целью 18 мая 2015 года Андрей Бельянинов незадолго до своей скандальной отставки назначил руководителем СЗТУ Александра Гетмана, который начал службу в таможенных органах в 1990 году в должности инспектора Пулковской таможни и хорошо знает, как все устроено на Северо–Западе. За прошлый год таможня перечислила в федеральный бюджет 528 млрд рублей, что на 2,5% выше уровня 2015 года, но все еще на 4% ниже рекордного уровня 2014 года — 549 млрд рублей.
Среди всех таможен СЗТУ наибольший доход казне (65% от всех платежей СЗТУ) приносит Балтийская таможня. На нее участники ВЭД жаловались больше всего. После назначения Александр Гетман устроил кадровую чистку на Балтийской таможне, уволив восемь руководителей, включая начальников трех таможенных пунктов. Официальная причина увольнений — "систематическое нарушение требований таможенного законодательства, ослабление контроля за исполнением должностных обязанностей подчиненными и несоблюдение должностных инструкций". Тогда один из участников ВЭД высказывал версию, что через таможенные посты "Кронштадтский" и "Лесной порт" Балтийской таможни тоже могли ввозиться запрещенные продукты из Франции и Дании.