Кредитовать нельзя, покупать. ЦБ рассказал о преимуществах новой системы санации банков

Автор фото: "Коммерсантъ"
Автор фото: "Коммерсантъ"

Фонд консолидации банковского сектора, создаваемый ЦБ для спасения банков, должен значительно сэкономить деньги регулятора. В Банке России считают, что санаторы неэффективно тратят средства на спасение проблемных банков. При этом остаются вопросы: какую цену на оздоровленные банки установит ЦБ и кто их будет покупать.

Новый механизм санации позволит сэкономить Центральному банку до 30% затрат на оздоровление. Такую оценку дал зампредседателя ЦБ Василий Поздышев на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку. Новый механизм предполагает переход от кредитной модели финансового оздоровления к акционерной. Ранее ЦБ выдавал кредит банкам-агентам на санацию проблемных банков. Согласно новой схеме, будет создан фонд консолидации банковского сектора, за счет которого ЦБ через управляющую компанию (УК) будет покупать доли в банке и заниматься санацией. Акции будут покупать после доведения уставного капитала до реального значения или 1 рубля при отрицательном значении капитала. Пока неизвестно, кто возьмет на себя роль УК, но, согласно проекту, она сможет приобрести не менее 75% акций.
Существующий механизм регулятор больше не намерен применять. “С помощью старых инструментов мы не готовы проводить санации. И мы не видим частных инвесторов, которые были бы готовы взять на себя финансовое оздоровление”, — заявил Поздышев. По мнению зампредседателя ЦБ, при кредитном механизме в экономику страны уходит существенный объем бесплатных денег.
Санаторы получают деньги от ЦБ на спасение банков под 0,5%. Эти почти бесплатные деньги позволяют получать больше прибыли от кредитования и прочих активных операций, которая потом идет на "латание дыр" проблемных банков. С уменьшением ключевой ставки доходы банков будут сокращаться, соответственно, и процесс выздоровления будет идти дольше. "Мы последовательно снижаем инфляцию, последовательно снижаем процентные ставки на рынке. Через год-два ставки будут совершенно другими — от 5,7%. В старой системе ставок, чтобы закрыть “дыру” в 10 млрд рублей, надо было выдать 15-16 млрд. При новой системе ставок надо выдать 20 млрд на 10 лет... При новой модели санации на отрицательные активы в размере 10 млрд рублей надо будет инвестировать 10 млрд”.
При нынешнем механизме ЦБ тратил на санацию гораздо больше средств, чем требовалось, считает аналитик Moody's Лев Дорф. “При текущем механизме санации банк-санатор или инвестор получал 10-летний кредит под 0,5% годовых, а “дыра” в капитале санируемого банка покрывалась за счет разницы между рыночной ставкой и льготной ставкой привлечения. В ситуации, когда рыночные ставки находятся в нисходящем тренде, сумма на санацию при текущей схеме будет только увеличиваться, а значит, и расходы на санацию, то есть выделяемые средства, могут превышать в 2 раза необходимую сумму, а это крайне неэффективно в рамках политики инфляционного таргетирования, которой придерживается Центральный банк”, — объясняет Дорф.
Кроме того, в ЦБ считают, что банки-агенты неэффективно используют деньги на санацию. “Некоторые предпочитают выдавать кредиты, покупать ценные бумаги, связанные с их собственными проектами. Будущее этих инвестиционных проектов неочевидно”, — отмечает Поздышев.
“Новая схема с участием фонда предполагает продажу банка по окончании процесса финансового оздоровления. Можно предположить, что банки, за которыми стоят реальные активы, у которых сформирована клиентская база и филиальная сеть, будут более интересны потенциальному инвестору и их будет проще реализовать на рынке”, — считает Дорф. С этим мнением согласен директор департамента стратегических проектов Бинбанка Антон Маслий: “Потенциальным покупателям банков интересен будет актив после санации, с абсолютно понятным и прозрачным состоянием — ведь санации проходят под контролем надзорных органов.”
При этом ажиотажного спроса на качественные активы сейчас нет, считает ведущий аналитик банка из первой пятерки: “Сектор не растет. Есть предпосылки к сжатию маржинальности. Тем не менее у каких-то частных ведущих финансовых групп аппетит остается”. Но санация от ЦБ будет оценена рынком как особый знак качества, добавляет собеседник dp.ru. При этом стоимость спасенного банка будет зависеть от величины активов, бизнес-модели и конкурентных преимуществ. “Например, рыночная стоимость банка "Санкт-Петербург" — примерно 0,3-0,4 от капитала, ВТБ и Сбербанк торгуется по величине капитала, а "Тинькофф" — от 3,5 своего капитала, но это уникальная ситуация. Если будет рыночная продажа банка без явных преимуществ, то цена будет ниже капитала”, — считает аналитик.
По данным Агентства страхования вкладов, на 1 марта 2017 года затраты на санацию российских банков составляют 1,180 трлн рублей. Из них 1,073 трлн — средства ЦБ, остальное — деньги имущественного взноса РФ в АСВ (100,7 млрд рублей) и Фонда обязательного страхования вкладов (6,06 млрд рублей). Экономический эффект от нового механизма посчитать можно будет через 2-3 года, когда появятся первые данные по новым “спасенным”. Ключевыми факторами станут стоимость оздоровленных активов и спрос на них. Сам же законопроект должны принять в ближайшее время — первое чтение он уже прошел.