Вклад в обновление

Реновация необходима бизнес–центрам, чтобы оставаться востребованными у арендаторов и не терять доходы.

Реновации подвергаются офисные здания, либо долгое время находившиеся в эксплуатации, либо при смене собственника здания, либо при уходе крупного арендатора. В прошлом году завершилась реновация бизнес–центра сети "Сенатор" на 2–й Советской ул., а также бизнес–центра "Смоленский" на Уральской ул.

Без отрыва от производства

Процесс реновации, как правило, незаметный, поскольку здание обновляется постепенно, без закрытия. "В основном реновация уже действующих бизнес–центров заключается в косметическом ремонте помещений, редко касается инженерных систем", — рассказывает управляющий партнер IPG.Estate Иван Починщиков.
Собственники, в зависимости от потребностей, меняют инженерные системы, лифты, стеклопакеты, отделку мест общего пользования или офисов, планировочные решения и т. д., поэтому уровень затрат зависит от вида работ.
"Стоимость реновации может начинаться от 15 тыс. рублей за метр, что сопоставимо с затратами на базовую отделку офисных помещений, и увеличиваться в зависимости от объема мероприятий, вплоть до сумм, сопоставимых с затратами на полноценную реконструкцию", — считает генеральный директор East Real Альберт Харченко.
Директор департамента услуг для арендаторов Colliers International в Петербурге Игорь Темнышев оценивает затраты скромнее: от 3 тыс. рублей на 1 м2 при косметическом ремонте до 12 тыс. рублей, если проект влечет за собой архитектурные изменения. "В целом стоимость реновации офисных зданий ниже, чем нового строительства, однако и доходность может быть ниже, чем в новом здании с большим объемом арендопригодных площадей", — отмечает он.

Благие намерения

"Основной мотив реновации — желание собственника сохранить свой арендный доход, соответствовать заявленному уровню и требованиям арендаторов", — считает руководитель отдела коммерческой недвижимости Knight Frank St Petersburg Марина Пузанова.
По словам Альберта Харченко, основная причина реновации — это снижение доходности объекта, в большинстве случаев связанная с появлением конкурирующих офисов, предлагающих за ту же цену более высокое качество.
В то же время, как отмечает Игорь Темнышев, собственники не спешат модернизировать бизнес–центры, поскольку помещения сдаются в аренду, а коммерческий эффект таких работ находится под вопросом — большую прибавку к текущей ставке аренды получить не удастся. "Очень часто собственники не намерены инвестировать средства до тех пор, пока не подписан договор с конкретным арендатором, что оправдано текущим состоянием экономики", — говорит Иван Починщиков. К тому же, по словам Альберта Харченко, арендаторы сами улучшают свои офисы, что можно рассматривать как локальную реновацию.

Показать класс

Правда, как отмечают эксперты, класс при реновации не меняется, но повышается привлекательность для новых арендаторов. Класс меняется чаще всего при комплексной реконструкции. Примеров много, среди наиболее ярких "Северная столица", "Белые ночи" и "Атриум" — объекты, которые после реконструкции превратились в бизнес–центры класса А. "Однако им более 10 лет, и они нуждаются в реновации, поскольку инженерное оборудование и планировочные решения уже устарели", — говорит Марина Пузанова.
Еще одной интересной схемой является реконцепция, когда объекты, которые ранее имели иной функционал, превращают в офисный центр, рассказывает Иван Починщиков. Это и реконцепция БЦ "Пономарев центр" на Большой Морской, и реконструкция русского торгово–промышленного банка в БЦ "Сенатор", и переформатирование ТЦ "Аура" в бизнес–центр — это все проекты класса А.

Исторический контекст

Объекты, обладающие потенциалом для реновации, можно разделить на три категории: построенные около 10 лет назад бизнес–центры, устаревшие морально, объекты С–класса — бывшие НИИ и административные здания; исторические здания, высоко востребованные среди арендаторов.
"Последняя группа представляет высокий интерес для офисного девелопмента (а в центре города это практически единственно возможный его вариант), однако нужно учитывать, что затраты на реконструкцию памятников архитектуры могут стремиться к бесконечности", — поясняет Игорь Темнышев.
"Современных офисов много, но плюс старых зданий в том, что у них хорошая локация, а это является большим преимуществом для бизнес–центра", — подтверждает Марина Пузанова.