Нормальная демократическая диктатура

 

Вэфире телеканала "Первый крымский" глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что Россия нуждается в монархии. Он объяснил это тем, что а) демократия западного типа нам не подходит, поскольку у нас есть свои православные ценности, и б) тем, что у нас есть внешний враг. Про внешнего врага Сергей Аксенов повторил раз пять — для верности. Чтобы никто не подумал, что это он из каких–то своих шкурных интересов. "Сегодня, на мой взгляд, России нужна монархия… на сегодняшний день, при сегодняшних условиях, при том, что у нас есть внешний враг, — это лишнее. Я имею в виду не демократию, как ее понимают нормальные люди, а вседозволенность, как многие трактуют режим демократии… пока есть внешний враг, на мой взгляд, необходимо единоначалие. Сегодня у президента должно быть больше прав, вплоть до, извините, диктатуры", — сказал он.
Логическую связь между демократией и врагом усмотреть непросто. Дело и не в этом. Когда чиновник начинает рассуждать о монархии, значит, он уж очень раздражен постоянным недовольством граждан и просит президента: "Пожалуйста, можно мне уже послать их к черту?!" В Крыму проблем хватает.
По Аксенову, "демократия, как ее понимают нормальные люди", — это единоначалие. Довольно парадоксальная мысль, но современный российский чиновник под демократией понимает наличие "главного демократа" — единого исполнителя воли народа, который, если разобраться, сам этой волей и является. Для подчиненных эта система как раз очень удобна — исполнять приказы, незамутненно веря, что это и есть воля народа, намного проще и одновременно наполняет жизнь великим смыслом; а если чиновники сталкиваются с мнением снизу, противоречащим мнению сверху, выбор, естественно, делается в пользу не самого народа, а его живого воплощения.
Верховная власть, впрочем, не дура; она понимает, что тогда увольнять подчиненных ей будет значительно сложнее, и не реагирует на провокации. Аксенов зря поднял шум — его более умные коллеги в своих маленьких горских республиках давно ввели монархию, просто не привлекая к этому внимания.