Фейковое противостояние

Весь мир бросил силы на борьбу с фальшивыми новостями, но процесс может оказаться вреднее самой напасти.

Разговоры о фейковых новостях не утихают с тех пор, как житель Северной Каролины, начитавшись сообщений в социальных сетях, утвердился в мысли, что в американских пиццериях собираются педофилы, связанные со штабом Хиллари Клинтон, и устроил там стрельбу. Все это было в разгар предвыборной кампании в США — тогда по соцсетям распространялись ложные сообщения, касавшиеся кандидата в президенты от демократической партии. После "Пиццагейта" (так назвали историю со стрельбой в пиццерии) о пагубном влиянии фейковых новостей говорили так много и часто, что могло показаться, будто последние изобрели как раз тогда. На самом деле, конечно, фейковые новости существуют не первый день и даже век, а то, как они выглядят сейчас, более всего напоминает традиции бульварной прессы начала XX века.

Поспорить о правде

Вслед за разговорами о вреде пришло время действий: в Facebook, наслушавшись обвинений в том, что там ничего не сделали для борьбы с распространением фейковых сообщений, решили все–таки бороться с ложной информацией. Еще в середине января там заявили, что наймут независимых фактчекеров, которые будут проверять правдивость новостей и помечать соответствующим образом недостоверные сообщения. Тогда же газета The New York Times сообщила о запуске проекта Facebook Journalism Project, созданного для борьбы с фейковыми новостями в СМИ и обучения пользователей новостной грамотности.
В середине февраля забил тревогу и глава Apple Тим Кук. В разговоре с The Daily Telegraph он отметил, что недостоверные новости губят разум людей, и призвал все высокотехнологичные компании немедленно объединиться для борьбы с этой напастью. За неделю до этого, не дожидаясь призыва Кука, объединиться ради сражения с фейками решили Facebook и Google. Компании начали сотрудничество с рядом влиятельных СМИ, чтобы помешать распространению недостоверных сообщений в соцсетях во Франции накануне выборов.
В Германии тоже уже придумали нечто подобное и решили дать пользователям возможность жаловаться на сфальсифицированные новости. После жалобы новость будет проверять независимый фактчекер. В случае если сообщение признают ложным, то прикрепят к нему пометку "спорное" и объяснят, что с ним не так.

Как вы новость назовете

Проблема фейков не обошла и Россию. В середине февраля официальный представитель МИДа Мария Захарова рассказала, что ведомство тоже вскоре начнет бороться с фейковыми новостями. Она уточнила, что на сайте будет создан специальный технический раздел для разоблачения недостоверных сообщений западных СМИ, а также добавила, что к ним будут "давать первоисточники, показывать, что российская реакция на этот вопрос уже присутствовала, была опубликована, и так далее". В конце февраля соответствующий раздел действительно появился, но в нем все было совсем не так — вместо того чтобы предоставлять данные и что–то показывать, ведомство ограничилось ссылкой на материалы, а также картинками с огромной красной печатью Fake и сообщением, что информация не соответствует действительности.
Похожим образом уже пытался "бороться" с фейковыми новостями Дональд Трамп, просто так объявляя то или иное сообщение недостоверным. На пресс–конференции незадолго до инаугурации он не дал корреспондентам CNN и Buzzfeed задавать вопросы. "Ваша организация ужасна. У вас фейковые новости", — заявил он. Позже все опросы, негативно оценивающие его деятельность, Трамп тоже назвал фейковыми, наглядно показав, что так, в общем–то, можно поступить с любой неугодной новостью.
Пока высокотехнологичные компании тестируют и вычисляют идеальные методы борьбы с фейками, а политики принимаются назначать недостоверными те новости, которые им не по душе, уже становится понятно, что борьба может оказаться страшнее самой напасти. В потоке сообщений, оглашающих фейком ту или иную новость, читатели могут совсем потерять ощущение реальности и окончательно перестать отличать правду от лжи.