Блоги «ДП». Кремль мониторит экономику. Орешкин – Капитан Очевидность

 

Прекрасный новый ночной вброс от Кремля (он же от администрации президента, он же из правительства, а если еще точнее - от Минэнерго): в преддверии президентских выборов Кремль решил начать мониторинг экономических событий, способных повлиять на настроения людей на местах. О таких событиях каждый месяц будет докладывать бизнес.
По-русски бизнес означает список из примерно 40 компаний вроде «Мечела», «Роснефти», «Лукойла», «Транснефти», «Газпрома», «Новатэка» и «Русгидро». То есть самые-самые гиганты в своей отрасли. Видимо, всё, что меньше, у нас уже не бизнес... Давно такой честности и прямолинейности не было – всё прикрывались мифической поддержкой малого и среднего бизнеса.
Ну что ж, мониторить будут аж до мая 2018 года. То есть до самой инаугурации. Спасибо хоть за два дополнительных месяца заботы о нас после того, как мы делаем свой гражданский выбор. А там и новые майские указы подоспеют, отношение к которым мониторить уже не нужно будет...
Мониторить-то собрались, но какой с этого прок? Опросы крупного бизнеса как-то помогут избежать принятия особо непопулярных или даже вредных решений? Очень сомневаюсь, ведь большинство компаний из списка в той или иной мере являются государственными - с соответствующими привилегиями, субсидиями и административным ресурсом. Увы, но они часто бывают очень далеки от реальной жизни.
Однако это вовсе не означает, что в принятии решений правительством (в частности, и экономических) появится какая-то системность. Для этого нужны не просто опросы представителей «бизнеса», но нормальный план действий в виде комплексной стратегии социально-экономического развития и отраслевых программ, согласующихся не только со стратегией, но и друг с другом. Второе очень важно, сейчас горизонтальные связи - слабое место нашего правительства. И ответственный у нас за стратегию Максим Орешкин. Сначала как новому перспективному специалисту ему был выдан аванс доверия. Но скоро исполнится 100 дней с момента его работы на министерской должности, и к чему они привели?
Пока фактически ни к чему. Мы пришли туда же, откуда ушли. Подан нам был новый министр как свежая кровь, глоток свежего воздуха в бессмысленном улюкаевском пространстве несбыточных прогнозов и бесконечного нащупывания дна. Молодой профессионал, успешный аппаратчик, со своими идеями, видимо, с командой, ну и, разумеется, вскоре и с новой экономической программой, которую ему к маю поручил написать президент страны на Послании Федеральному собранию.
Понятно, что экономика - дело инертное, задачи можно ставить быстро, результат же приходит спустя некоторое время. Но Максим Орешкин оказался парнем не робкого десятка, а настоящим капитаном - Капитаном Очевидность. Кто бы мог подумать, что для роста экономики нужны прорывные проекты и рациональное использование трудовых ресурсов? Или как поспорить с его заявлением о том, что уровень неопределенности снижается? Большинству людей все ясно: улучшений нет и не предвидится.
Даже лозунги не изменились. Экономика в «довольно позитивной» ситуации, рейтинги РФ ожидает восстановление - и прочие очевидные, ничего не значащие заявления. Разве что право заявлять о завершении кризиса перешло от Улюкаева не только к Орешкину (оказывается, экономика уже вышла на траекторию роста. Вы заметили?), но и к Медведеву. Своим правом он и воспользовался на сочинском форуме.  
Эту жвачку мы жуем не первый год. Но от нового министра ждали иного. Где открытость? Где информация о разработке программы ускорения экономического роста? Опять по старой традиции что-то пишется в тайне от всех за закрытыми дверями. Известно о будущей программе только одно: это будет стратегический документ (то есть довольно абстрактный), а не программа с конкретными шагами и подробной дорожной картой. Чем же принципиально это будет отличаться от стратегии Кудрина, которая так долго рождается в муках?
Откуда возьмутся деньги на преобразования, что будет с обрабатывающей промышленностью, за счет чего будут привлекаться инвесторы, что будет с налогами и доходами населения, почему деньги идут опять в запасы, а не в экономику?
Если к ста дням не будет ответов на эти вопросы хотя бы в общих чертах (без крайностей вроде «прорывных проектов»), то Орешкин рискует очень быстро превратиться в нового Улюкаева в худшем его проявлении.
Автор - директор Института актуальной экономики