На места бывших автоцентров приходят торговцы подержанными машинами и продуктовые сети

Официальные дилеры закрываются, и их места занимают продавцы автомобилей с пробегом. Эксперты говорят, что теперь для покупателей важнее цена автомобиля, чем официальный статус дилера.
Автор фото: Петр Ковалев
Официальные дилеры закрываются, и их места занимают продавцы автомобилей с пробегом. Эксперты говорят, что теперь для покупателей важнее цена автомобиля, чем официальный статус дилера.
Автор фото: Петр Ковалев

После ухода с рынка официальных дилеров помещения автоцентров активно занимают компании, торгующие автомобилями с пробегом, а также продуктовые сети.

По данным "Автостата", на январь 2017 года в России около 3,5 тыс. официальных дилерских центров, это на 8% меньше, чем год назад, когда их число составляло примерно 3,8 тыс. В 2017 году они продолжат закрываться, говорят эксперты. Уходя с рынка, автодилеры оставляют после себя недвижимость, которой не так–то просто найти новое применение.

Вторичный рынок

На месте обанкротившегося дилера Skoda "Авто Гамма" на Кушелевской дороге, 20, теперь будет продавать автомобили новый дилер "Гамма Моторс". Владелец "Авто Гамма" Шахин Ширалиев подтвердил, что сдал салон в аренду, и подчеркнул, что теперь не имеет к нему отношения. В самом автоцентре комментарии получить не удалось.
Автоцентр банкротящейся ГК "Лаура" на Софийской ул., 2, заняли сразу два дилера — "АвтоМарт" и "Эксперт Карс". "Лаура" съехала оттуда в 2015 году. В "АвтоМарте" подтвердили, что арендовали часть площадей и торгуют там автомобилями с пробегом. Еще один бывший центр "Лауры" располагается на Выборгском шоссе, 27 / 2. Часть здания взяла в аренду компания "АвтоПОРТ". Представители компании сообщали "ДП" ранее, что переехали в автосалон с другой площадки.
Пустовавший 7 лет центр "Элекс–Полюс" на Богатырском пр. был продан местным предпринимателям Наталье и Михаилу Пильганским. Они пока не получили официальных франшиз и тоже предлагают машины с пробегом.

Торжество идиотизма

Как отмечает директор по развитию ГК "Аксель" Игорь Седов, пустующие здания перепрофилировать довольно сложно: в лучшем случае, если локация позволяет, их выкупают сетевые магазины либо берут в аренду новые игроки. "Многие были доведены до упадка из–за непомерных цен за аренду. Собственники этих автоцентров не хотели договариваться о снижении арендной ставки с прежними арендаторами, но в итоге теперь вынуждены сдавать их по цене в 3 раза ниже. Это торжество идиотизма", — говорит он.
По словам управляющего партнера "Университета продаж" Виталия Новикова, ставка аренды 1 м2 в автосалоне сейчас едва ли превышает 300–600 рублей в месяц, а до кризиса меньше чем 1 тыс. рублей за "квадрат" предложений не было.
Едва ли не каждый третий салон выставлен на продажу собственником или банком–кредитором. Многие центры так и остались пустовать. Но есть и примеры удачных сделок. Например, гипермаркет "К–руока" (сейчас — "Лента") выкупил здание автоцентра у дилера "Гриффин Авто" и открыл там гипермаркет.
Сеть "Лента" купила два автоцентра — у "Атлант–М" и "Аларм Моторс" и перепрофилировала их под магазины.
В 2016 году "Р–Моторс Лада" на Пулковском шоссе сдан структурами "Газпрома" под собственный автопарк. Бывший центр РРТ Subaru на Выборгском шоссе, 31 / 3, выкупило у банка ВТБ ООО "Де Вилль" Сергея Дяченко и продает там Cadillac.

Устаревшая модель

Как отмечает автоэксперт Евгений Пекарский, без серьезных вложений перепрофилировать автоцентр под другой бизнес практически невозможно.
"Поэтому наиболее логичным выглядит перепрофилирование официального центра в мультибрендовый или, как его еще называют, в "серый" центр. Тем более что вся инфраструктура остается от официального игрока. Инвестиции сводятся к текущим расходам, что позволяет в случае убыточности легко выйти из бизнеса", — говорит он. По словам эксперта, покупатели также все реже гонятся за покупкой машин у официальных дилеров и, принимая решение, в первую очередь смотрят на цену. В итоге, как отмечено в исследованиях "Автостата", в прошлом году в Петербурге было продано 189,6 тыс. машин с пробегом, что на 9,1% больше, чем годом ранее. При этом продажи новых автомобилей продолжили падение, снизившись на 4%, до 119,5 тыс. машин, по данным "Auto–Dealer–СПб".
Разрыв будет расти, потому как в планах некоторых дилеров довести продажи новых машин и машин с пробегом до соотношения 50 на 50. Сейчас в структуре продаж официальных дилеров подержанные машины занимают не более 30–35%.