00:0201 февраля 201700:02
531просмотров
00:0201 февраля 2017
Новостью дня в России стало желание Минфина РФ ослабить курс рубля на 10%. Вообще–то никто из представителей финансового ведомства такого желания не высказывал и планов по ослаблению рубля на указанную величину не подтверждал. Минфин лишь обнародовал свои расчеты о том, к чему может привести его ранее объявленная программа по покупке валюты при условии, если цена нефти останется на текущем уровне, $55 за баррель. Целью этих покупок объявлено стремление пополнить суверенные фонды. Ослабление рубля при этом, само собой разумеется, произойдет, но станет всего лишь приятным побочным эффектом, позволяющим пополнить расходную часть бюджета. Весь сыр–бор в СМИ, вероятно, ради того, чтобы немного припугнуть публику. Биржевой курс рубля почти не изменился.
Вчера же агентство Bloomberg опубликовало результаты опроса экономистов, согласно которым при условии отмены санкций, наложенных США на Россию, курс рубля вовсе не упадет, а, наоборот, вырастет на 5–10%. Эксперты агентства предположили, что по этой причине российские власти не будут предпринимать каких–то шагов для снятия пресловутых санкций.
Укрепление рубля вредит экспортерам и бюджету, ослабление — улучшает положение населения, повышая доступность импортных товаров, но разгоняет инфляцию. Однако это не означает, что ЦБ, Минфин или кто–либо еще может взять и изменить курс ровно на 5 или 10% ради достижения каких–то макроэкономических целей. Валютными операциями занимается масса участников внешнеэкономической деятельности и почти все банки, не считая мелких спекулянтов. Так что любые операции по укреплению или ослаблению российской валюты многократно усиливаются жаждущими наживы попутчиками.
Поэтому резких движений государственные финансовые ведомства будут всеми силами избегать. Иначе можно невзначай получить ослабление не на 10%, а на 30–50%. На 150%, как в 2014 году, — вряд ли, тогда обвал рубля произошел вслед за падением нефтяных цен. Центробанк пытался сдержать этот обвал, но безуспешно. Зато выучил урок: с рыночной стихией бороться себе дороже.