Связь недоступна

Дроны набирают популярность как полезный инструмент в телекоме. Но сотовые операторы России в эти перспективы не верят.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), или дроны, стремительно набирают популярность и становятся востребованным инструментом в различных секторах экономики. Одним из таких стал рынок телекоммуникационных услуг. По оценкам PwC, объем мирового рынка для внедрения решений с использованием БПЛА в телекоммуникационной индустрии в 2016 году составил $6,3 млрд.

Перспективные дроны

Основой предоставления телеком–услуг на базе дронов становятся миниатюрные мобильные базовые станции (МБС) стандарта LTE или 5G, которые позволят обеспечивать сотовую связь и Интернет в местах, где доступ к сотовой сети ограничен или сигнал сети низкого качества, а также в отдаленных районах и на специальных мероприятиях. Крупные технологические корпорации (например, Google, Facebook) покупают специализированные компании и стартапы, разрабатывающие новые технологии, и на их базе планируют запускать новые телеком–услуги.
По оценкам агентства J'son & Partners, к 2020 году операторы сотовой связи в мире будут использовать 3739 мобильных базовых станций, что на 1527 единиц, или на 69% станций, больше, чем в 2016 году. Учитывая прирост интернет–трафика в сетях сотовых операторов на уровне 40% за 2016 год и его прогнозируемое увеличение более чем в 2 раза к 2020 году, операторам потребуется расширение пропускной способности сети и числа передвижных (колесных, ПБС) или мобильных базовых станций.
"Большую часть из вновь закупаемых МБС составят современные и компактные станции стандартов LTE / 5G, в том числе миниатюрные МБС, которые можно прикреплять на дроны. От стратегии каждого оператора будет зависеть, какова будет доля этих миниатюрных МБС в общем числе МБС", — отмечается в исследовании агентства.
В данный момент для решения потребностей во временном расширении сети операторы связи используют передвижные ПБС или МБС. Первые дорого стоят (аренда может обойтись в 170 тыс. рублей в сутки), имеют большой размер, и применять их можно по большей части только там, где есть автодороги. Целесообразность использования дронов в J'son & Partners объясняют сравнительно низкой стоимостью, универсальностью применения и экономией оператора на инвестициях в наземную инфраструктуру.

Российская специфика

Покрытие территории России сотовыми сетями, по оценке J'son & Partners Consulting, составляет всего около 10%. По данным Минкомсвязи, покрыты почти все населенные пункты, но 1343 городских поселения с численностью жителей от 10 тыс. до 500 тыс. человек все же остаются без доступа к Интернету и мобильной связи. Еще 38%, или 6725 населенных пунктов, составляют города и села, где есть голосовая сотовая связь, но отсутствует как проводной, так и беспроводной доступ в Интернет.
Поэтому сейчас для получения услуг связи за пределами зон покрытия сотовых сетей, особенно в труднодоступных районах, как правило, используется спутниковая связь. Тарифы на спутниковую связь и передачу данных намного выше тарифов сотовых операторов, так как проектирование спутников, их запуск и обслуживание требуют огромных инвестиций, отмечают в J'son & Partners.
Согласно докладу Агентства стратегических инициатив, к 2035 году над территорией России постоянно могут находиться в воздухе не менее 100 тыс. беспилотных воздушных судов, объединенных в единую систему. Объем мирового рынка беспилотных воздушных судов, комплексных решений и услуг составит более $200 млрд в текущих ценах, из которых $35–40 млрд могут приходиться на Россию. Правда, в перечне приоритетных направлений для использования дронов телеком не заявлен.
По предварительным оценкам участников рынка, в 2015 году сегмент дронов в России вырос по отношению к показателям 2014 года в 3–5 раз, до 120–200 тыс. в штуках и до 1,3 млрд рублей в деньгах.
В 2016 году дроны были по–прежнему популярны, однако спросом пользовались сравнительно дешевые модели на массовом рынке, а вот доля полупрофессиональных и профессиональных дронов неуклонно снижалась, до 20–30% к концу года в общем объеме продаж.
Помимо высокой цены профессиональных дронов и сопутствующего оборудования проблемы с коммерческой эксплуатацией могут возникнуть у компаний в связи с предложением Минтранса по регистрации БПЛА.
В конце прошлого года министерство опубликовало проект, согласно которому ФГУП "Защитаинфотранс" будет создавать и вести госбазу дронов.
Внесение данных в нее будет платным. Кроме того, согласно поправкам в Воздушный кодекс РФ, сохраняется и требование обязательной регистрации для аппаратов тяжелее 30 кг.

Дирижабль лучше

В Петербурге мобильные базовые станции на дронах не используются, да и в России эту технологию тестируют в единичных случаях, признают операторы "большой четверки". "При возникновении необходимости и появлении соответствующей законодательной базы мы готовы рассмотреть возможность развития сети с использованием дронов", — пояснил технический директор макрорегиона "Северо–Запад" Tele2 Сергей Сергеев.
Представитель "ВымпелКома" (бренд "Билайн") отмечает, что для работы дрона в режиме 24х7х365 потребуются персонал, резервные аппараты, топливо, и если учесть все затраты, то может получиться даже дороже спутникового канала.
"К тому же дрон сможет работать на небольшом удалении от узла связи, либо надо запускать несколько дронов для обеспечения связи с узлом, в то время когда через спутник можно организовать канал до точки, на тысячи километров удаленной от узла", — считают в "Билайне".
Идея использования дронов принципиально не отличается от идеи использования дирижаблей в качестве ретрансляторов. "И у дирижаблей перед дронами, пожалуй, будет преимущество: они имеют более высокую грузоподъемность (а это прежде всего означает больше топлива, то есть большую автономность) и умеют сами держаться в воздухе, тратя топливо только на удержание в районе заданной точки", — отметил представитель оператора.