Падение "около нуля"

 

Объем производства строительных материалов больше всего зависит от темпов строительства, в первую очередь жилья массового спроса. А главным трендом на этом рынке в прошлом году стало восстановление объема продаж и строительства. Спрос вырос на 15%, а продажи застройщиков, по их собственным оценкам, увеличились на 10–50%.
Правда, многие компании начали откладывать сроки ввода домов по уже реализуемым проектам, поскольку испытывают дефицит средств для их завершения. Но параллельно они пополняют земельные банки и обещают удержать (а некоторые даже нарастить) темпы ввода жилья в следующем году.
Все это, разумеется, отразилось на рынке строительных материалов, который переживает тяжелые времена. Последние 2 года объем производства в большинстве сегментов сократился: рынок бетона просел на 35%, щебня — 20–30%, песка — на 15%, газобетона — 10%.
Немного увереннее чувствуют себя производители полносборного железобетона. Интерес к этой строительной технологии в кризис вырос, поскольку она позволяет возводить каркас здания в 2 раза быстрее и при любой погоде.
Эксперты говорят, что позитив кризиса в том, что он убрал с рынка нежизнеспособные предприятия и продукты. Многие специалисты прогнозируют медленное восстановление спроса на стройматериалы. Но не все оптимистичны. Например, гендиректор "Решения" Александр Батушанский считает, что надеяться на рост спроса на жилье и на увеличение объемов финансирования государственных строек не приходится, поскольку в этом году продолжится падение реальных доходов населения и ВВП России. Но, по его мнению, не стоит ожидать на рынке строительства и каких–либо катаклизмов, поскольку деньги, полученные застройщиками от продаж в 2016 году, и необходимость готовить город к чемпионату мира по футболу не дадут рынку сильно просесть.
"Мой прогноз — стабильность или спад "около нуля". Хотя еще 1 год стагнации — это прежде всего еще 1 год испытаний для игроков рынка. Его переживут не все. Зато появится больше пространства для тех, кто выживет", — заключил Александр Батушанский.