Детские магазины стали сокращать долю игрушек в ассортименте

Автор фото: А.Мудрац/ТАСС

Торговые сети по продаже детских товаров страдают от экономных родителей, которые вместо игрушек покупают своим детям новые сапоги. Ситуацию усугубляет конкуренция со стороны непрофильных интернет-магазинов, так как детскими товарами не торгует теперь только ленивый.

Детский рынок привлекает огромное число новых операторов. За последнее время в Петербурге появилось несколько новых сетей. Неудивительно, ведь с уходом многолетнего лидера, компании "Дети"/"Здоровый малыш" освободилась целая ниша. Но работать в новых условиях оказалось непросто — родители экономят и порой предпочитают купить известный бренд с рук, чем раскошелиться на непроверенный товар. Чтобы зарабатывать в новых условиях, торговые сети активно меняют ассортимент и берут на вооружение инструменты продовольственных сетей — акции и распродажи.
Виктория Понятовская, генеральный директор сети "Лукоморье", говорит, что родители стали более практичными и рационально относятся к выбору товаров для детей. Для них главное — чтобы ребенок был одет, обут, готов к учебе и занятиям спортом. Родители стали экономить на игрушках, тратя большую часть бюджета на одежду, обувь, товары для новорожденных. В связи с этим в товарообороте сети "Лукоморье", которая традиционно предлагала большой ассортимент игрушек, происходит перераспределение долей групп товаров. Рост выручки сети "Лукоморье" в 2016 году на 20% по сравнению с 2015 годом произошел за счет увеличения продаж одежды и обуви, повседневных и обучающих товаров для детей, товаров для малышей. Доля игрушек в общем товарообороте компании сократилась с 70 до 50%.
Спад по игрушкам есть, согласен коммерческий директор сети "Юниор" Эдуард Власов. По его словам, оборот "Юниора" в 2016 году сократился, хотя темпы сокращения были меньше 10%. "К концу года ощутили спад, никакого новогоднего ажиотажа не было, в 2017 году надеемся сохранить оборот на уровне прошлого года, о росте говорить пока не приходится", — реалистичен Эдуард Власов. По его словам, упор компания делает на одежду, в этой категории никакого спада не было. Напротив, в ноябре, после заморозков, все ринулись за покупками.
Сеть "Антошка СПб" за год расширила ассортимент с 11 тыс. наименований до 15 тыс. наименований, появились такие категории, как детская обувь, обувь для беременных, подростковая одежда.

За низкой ценой

Родители стали крайне чувствительны к цене, говорят продавцы товаров для детей. "Покупатель возвращается за покупкой только после того, как проверит на других сайтах аналогичные предложения и убедится, что ваша цена действительно самая низкая с учетом доставки и других условий", — рассказывает директор интернет-проекта Helptomama Татьяна Каверина. По ее словам, 2016 год можно назвать годом распродаж — в день у Helptomama проходит от 15 до 25 акций.
"Покупатели стали обращать больше внимания на акции, если раньше мы проводили только сезонные распродажи, то теперь постоянно предлагаем низкие цены на ряд товаров, которые пользуются спросом", — говорит о той же тенденции Виктория Понятовская.
Часть потребителей переориентировалась на более дешевые товары, в том числе аналоги мировых брендов, повысился интерес к российским игрушкам, их доля в выручке выросла, отмечают в ГК "Детский мир". Ситуация доходит до того, что коляски, кроватки и другие крупногабаритные товары покупатели приобретают с большей осторожностью, предпочитая покупать дорогие европейские бренды, иногда даже бывшие в употреблении, через определенные ресурсы, говорит Татьяна Каверина со ссылкой на производителей таких товаров.

Непрофильные конкуренты

По оценкам ГК "Детский мир", в 2016 году российский рынок детских товаров вырос на 1% и составил около 519 млрд рублей. Годом ранее он рос на 2%. Петербург — один из крупнейших рынков детских товаров, поэтому темпы роста локального рынка детских товаров были на уровне общероссийских, считают в компании. По экспертным оценкам, Петербург занимает не более 7% от объема российского рынка.
Конкуренция на рынке товаров для детей в 2016 году обострилась за счет того, что освободившиеся торговые площадки закрывшейся сети "Здоровый малыш/Дети" были оперативно распределены между детскими операторами, и они заработали в полную силу, уверена Виктория Понятовская. Действительно, менее чем за год на рынке высвободилось около 50 помещений. При этом действующие сети "Антошка СПб" и "Юниор" за 2016 год открыли в Петербурге по два магазина, "Лукоморье" и "Детский мир" — по три.
Динамика развития детской розницы
Источник: данные "ДП"
"Сейчас конкуренция в сегменте товаров для детей явно усилилась и расцветает. В Петербурге закрепились и расширились московские сети, появились новые, также продолжается рост доли детских товаров у неспециализированных магазинов. Это радует", — не скрывает оптимизма Андрей Корнышев, генеральный директор оптовой компании по продаже товаров для детей ООО "Бэйби Опт Груп" (поставляет товары для детей в сети "Вотоня", "Дочки-сыночки", "Азбука вкуса", "Юлмарт", "Кенгуру"). В 2016 году продажи "Бэйби Опт Груп" выросли на рекордные для компании 88%.
Оборот Helptomama вырос на 104%, ассортимент магазина — на 40%, в этом году компания планирует удвоить оборот. Часть клиентов "Детей" и "Здорового малыша" перешли в онлайн-магазины, уверены в Helptomama.
О возросшей конкуренции со стороны непрофильной розницы, особенно в Интернете, говорят и в "Лукоморье". "Еще один тренд прошедшего года — это активное осваивание детской товарной тематики (в первую очередь сегмента игрушек) крупными непрофильными интернет-площадками. В онлайн границы в специализации участников рынка быстро стираются: детским розничным магазинам приходиться конкурировать с такими крупными игроками электронной коммерции, как "Эльдорадо", "Юлмарт", WildBerries", — рассказывает Виктория Понятовская.

Не снижают темпов развития

Несмотря на кризисные тенденции, почти все торговые сети в этом году будут расширяться. Так, "Детский мир" продолжит развитие торговой сети в России и Казахстане, Петербург при этом остается одним из перспективных рынков для компании. "Мы продолжим открывать как новые магазины, так и расширять наш онлайн-бизнес в регионе", — подчеркивает Надежда Киселева, начальник управления по внешним и внутренним коммуникациям ГК "Детский мир".
"Юниор" в прошлом году открыл два новых магазина взамен двух закрытых в конце 2015 года, один магазин сети переехал в рамках торгового комплекса "Радуга". В 2017 году "Юниор" планирует запустить собственный интернет-магазин.