Как министр экономики будет создавать конкуренцию. Комментарий

 

Для развития экономики важнее создавать конкуренцию на рынках, а не просто приватизировать пакеты госпредприятий, считает министр экономики Максим Орешкин . В интервью Financial Times он заявил, что «если мы просто приватизируем крупные госкомпании, которые доминируют в определенных секторах, то конкурентная ситуация не улучшится и это не окажет серьезного влияния на общий рост».
Вероятнее всего, министр говорит о создании конкуренции в тех отраслях, где есть крупные государственные компании. Это прежде всего нефтегазовый и транспортный сектора экономики. Крупнейшими игроками в своих отраслях являются также Транснефть, Сбербанк и Аэрофлот.
Если таких монстров оставить в частном управлении на рынке, то они (вследствие наличия больших ресурсов) просто уничтожат конкурентов, пользуясь своим доминирующим положением, после чего поднимут цены. Сейчас, являясь госкомпаниями, они работают в рамках планов и директив министерства – которые, естественно, учитывают необходимость сохранения какой-то конкуренции. Если же такие компании останутся частными, то этого рычага давления на них больше не будет.
Есть несколько методов создания конкуренции. Первый – взять госкомпанию и разделить ее на части перед приватизацией. В свое время так было сделано в нефтегазовом секторе США, когда Standard Oil была разделена на 10 компаний. Все нынешние крупнейшие нефтегазовые компании страны выросли из этих осколков.
Второй вариант – тот, что начали развивать у нас. Есть крупная компания – "Газпром", которую предлагали разделить. Но государство пошло по пути создания конкурентов этой компании на внутреннем и внешнем рынках. Эти компании, "Роснефть" и "Новатэк", формально являются частными. Они растут, захватывают доли на рынках, а государство открывает им доступ, к примеру, к экспорту или облегчает условия работы и таким образом способствует и их росту, и росту конкуренции в отрасли.
С министром можно согласиться: развитие конкуренции – действительно важнейшая задача в наших условиях. Стратегия выбрана правильно, главное теперь – верно выбирать инструменты для ее реализации. Пока что хорошие результаты мы видим только в нефтегазовой отрасли: "Роснефть" и "Новатэк" отвоевывают куски рынка. А вот в транспортной сфере, напротив, ситуация печальна: там крупнейший частный игрок, "Трансаэро", прекратил существование, и возродиться этому бизнесу мешают госбанки.
Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ИК " ЛенМонтажСтрой "
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей – в "Блогах ДП".