Петербургские дизайнеры начали переманивать покупателей из масс–маркета

Автор фото: Коньков Сергей

В Петербурге открывается все больше мультибрендовых магазинов и шоу–румов российских дизайнеров. Пока они составляют всего 1,5% рынка одежды, но постепенно переманивают покупателей из масс–маркета.

За последние 1–2 года, несмотря на кризис, в Петербурге появилось несколько десятков мультибрендовых магазинов и шоу–румов российских дизайнеров. Они занимают небольшие помещения в ТЦ и стрит–ретейле и постепенно переманивают покупателей из масс–маркета.

Местное притяжение

В 2016 году в Басковом пер. открылся магазин петербургской марки NNedre, на Стремянной ул. — шоу–рум российских, грузинских и украинских дизайнеров 16Station, неподалеку открыла свой магазин компания "Уста к устам".
Главные центры притяжения начинающих российских дизайнеров — креативные пространства. Например, в Лофт–проекте "Этажи" работают SHLZ — магазин петербургских дизайнеров Сергея и Екатерины Шульженко, мультибрендовая "Мыльная белка" и еще около 20 точек. А в пространстве "Ткачи" работает магазин Russian Room, где представлены только местные молодые марки.
Основатель Freedom Team Дмитрий Тимуршин уверен: по сравнению с тем, что было пару лет назад, рынок заметно развился. Его магазин Freedom Store в ТРЦ "Галерея" работает 2 года, вторая точка в "Невском центре" — год. "Во–первых, стало больше малых марок, которые заслуживают внимания, — рассуждает Дмитрий Тимуршин. — Во–вторых, покупатель пресытился масс–маркетом, а с кризисом вещи в сетевых магазинах практически сравнялись в цене с малотиражными дизайнерскими моделями. Поэтому люди чаще стали отдавать предпочтение несетевым магазинам".
Наталья Жиляева, владелица магазина Weshalki, рассказывает, что масс–маркет из–за кризиса "испортился" — то есть вещи стали дороже, а их качество ниже. Поэтому покупатели начали искать новые решения — и магазины на свой вкус они находят в основном через группы в соцсетях. Резкий рост числа мультибрендовых точек местных дизайнеров она объясняет еще и тем, что производители отдают вещи ретейлерам под реализацию, а не продают, то есть затраты на старте невысоки. "Два года назад, когда мы открывались, на рынке было очень мало игроков, сейчас можно сказать, что рынок пресыщается, и мы решили, что пора идти в регионы", — говорит предпринимательница. Сейчас в ее сети три точки — в Петербурге и Белгороде, до конца года она рассчитывает открыть еще два магазина в разных российских городах.

Вместо масс–маркета

Выручка у петербургских молодых дизайнеров обычно небольшая. Например, оборот "Уста к устам" оценивают в 12–16 млн рублей в год. Выручка мультибрендовых магазинов и сетей из двух–четырех точек чуть больше — до 30–40 млн в год. Всего в городе сейчас около 60 таких фирм — шоу–румов и производителей. Объем этого рынка — около 3 млрд рублей.
Общий объем петербургского рынка одежды и аксессуаров оценивают примерно в 200 млрд рублей. Импорт женской одежды в Россию, по данным DISCOVERY Research Group, в 2015 году снизился на 33%, мужской и детской — на 20–25%. Именно на этом фоне вместе с ростом цен на иностранную продукцию растет популярность российских брендов. Большинство из них работают в среднем ценовом сегменте и конкурируют по цене с западными брендами.
Совладелица магазина b for bags Александра Евграфова считает, однако, что рассчитывать на дальнейший рост местным дизайнерам не стоит. "Действительно, спрос на изделия российских дизайнеров вырос за последние 5 лет, но, скорее всего, на этих показателях он какое–то время и остановится, — рассуждает она. — Интерес к локальным проектам растет, мне кажется, благодаря социальным сетям. Но фактически в условиях кризиса покупательский спрос падает".

Корейский интерес

Еще одна тенденция, которую отмечают участники рынка, — рост популярности азиатских марок. Около трети магазинов, которые позиционируют себя как шоу–румы местных дизайнеров, какое–то место на вешалках и полках отдают производителям из стран Азии. "Особенно популярны корейские марки, — говорит Наталья Жиляева. — Такие вещи действительно бывают очень качественными, и мы их не продаем только потому, что выдерживаем формат: только местное".
Дмитрий Тимуршин уверен, что Азия перестала ассоциироваться с дешевыми некачественными товарами: "Появились независимые бренды из Гонконга, Cеула, которые выпускают продукцию из натуральных тканей, прекрасно скроенную и сшитую. А в плане отражения модных трендов азиатские дизайнеры впереди всей планеты".
Среди магазинов с российско–азиатским ассортиментом — "ЛУУК дизайн–маркет", Want Store, Freedom Store и др.
Практически каждый крупный несетевой ретейлер имеет сегодня как минимум корнер c российскими дизайнерами. У нас же в магазине это основной контент — около 150 дизайнеров из России и ближнего зарубежья. Все они востребованы и уже имеют свою аудиторию. Дизайнеры открывают собственные шоу–румы. Часто они начинают с мультибрендовых магазинов и, чувствуя внимание широкой аудитории, открывают собственные. Важно, что все точки отличаются представленными дизайнерами, коллекциями или подходом. Покупатель стал больше доверять отечественному производителю, так как качество продукции значительно выросло.
Дмитрий Тимуршин
основатель Freedom Team
Мы когда–то начинали точно так же — на старших курсах института, были мало знакомы с трудностями рынка. И это очень хорошо, что есть такие молодые дизайнеры, которые идут на риск, это позволяет развиваться рынку. Конечно, не все задержатся на рынке надолго, но кто–то будет работать и через 5–10 лет. Почему именно сегодня дизайнеров так много — потому что соцсети помогают людям знакомиться и открывать совместные магазины, можно сделать одну вещь, разместить в "Инстаграме" и резко стать популярным без вложений. Эту популярность трудно удержать, но на старте она помогает.
Ася Когель
владелица Kogel Fashion House
Подписывайтесь на канал ДП в Телеграме , чтобы первыми узнавать о важных новостях экономики, бизнеса, политики и общества!