Деньги в конверте на благо Родины

 

Занимательную и вместе с тем поучительную историю рассказал вчера министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Перечисляя случаи неудачных попыток вербовки российских дипломатов иностранными спецслужбами, он упомянул про $10 тыс., подкинутых однажды американцами в машину сотруднику российского посольства в его отсутствие.
Кристально честный (в противном случае он оказался бы завербованным и вряд ли удостоился бы упоминания министром) дипломат сдал деньги в бухгалтерию посольства и тем самым определил их дальнейшую судьбу: эта баснословная сумма работает теперь на благо родного Отечества. У дипломата вообще–то выбор был невелик: стать предателем Родины со всеми вытекающими рисками или не стать.
Другое дело обычный, внутренний коррупционер. Принимая деньги от бизнесмена или простого гражданина, он рискует несравнимо меньше.
Конечно, всегда есть вероятность попасться на взятке и присесть за решетку. Но, во–первых, вероятность эта не так уж велика. По статистике 2015 года (за прошлый год полных данных пока не оглашалось), число осужденных за получение взятки составило 1,8 тыс. Между тем с коррупцией в той или иной форме, по различным опросам, сталкиваются 20–30% россиян, то есть взяточников в стране миллионы. Во–вторых, кем–кем, а врагами народа и предателями Родины взяточников у нас пока не считают. Их даже сажают реже, чем взяткодателей: число осужденных за дачу взятки в том же 2015 году составило 5 тыс. человек.
Поучительность истории, рассказанной Сергеем Лавровым, заключается в том, что человек, получивший взятку (пусть даже у него не было возможности от нее отказаться, тем же самым оправдываются и некоторые пойманные с поличным коррупционеры), сдав ее в казну, может считаться не преступником, а героем. Чем не пример для подражания? Представьте себе, как пополнится бюджет, если хотя бы каждый второй взяточник вдруг решит сдать незаконно полученный доход в закрома Родины! Вот только мотивации им не хватает. Как бы сделать так, чтобы каждый полицейский, судья, чиновник, да и просто гражданин считал коррупционера, будь он даже сослуживец или родной брат, предателем?