Тайный советник

 

Великий русский маринист Ованес Айвазян, известный как Иван Айвазовский, был одним из немногих русских художников XIX века, снискавших всемирную славу. Вплоть до эпохи Малевича и Татлина наше искусство едва поспевало за художественной жизнью европейских столиц. Ни обосновавшийся в Италии Александр Иванов, ни много перенявшие у барбизонцев и дюссельдорфской школы передвижники не делали погоды на международной арт–сцене. Русские экспериментаторы и духовидцы привлекли к себе внимание только в ХХ веке. Айвазовского же покупали в Италии, Франции, Голландии еще в 1850–е. Он объездил с выставками весь мир. Участвовал в парижских салонах. Флорентийский музей Питти заказал художнику автопортрет — этой чести удостоились единицы. Виртуозный маринист Уильям Тернер, потрясенный его морскими пейзажами, сочинил в его честь сонет по–итальянски.
Как Жозеф Верне, прославившийся картинами кораблекрушений и видами портов Франции, Айвазовский — художник одной темы. Он вырос в Феодосии, учился в Петербурге, море и флот знал не понаслышке. Художник был на Крымской войне, участвовал в походах русского флота, писал с натуры Суэцкий канал, создал один из первых пейзажей Антарктики и уже в преклонном возрасте посетил Америку, кажется, ради Ниагарского водопада.
Айвазовский был одержим живописью, писал, как правило, а ля прима, отдаваясь импровизации, и обладал фантастической работоспособностью.
Точное количество его работ до сих пор не установлено.
Его талант высоко ценили турецкий султан Абдул–Азиз, папа Григорий XVI, великий князь Константин Николаевич и император Николай I. Единственный русский художник, произведенный в действительные тайные советники (ранг адмирала), он сделал головокружительную карьеру. Один из самых взыскательных среди современников Айвазовского живописцев Илья Репин, вместе с которым была создана картина "Прощай, свободная стихия", восхищался тем, какое "славное море написал" его коллега по цеху. Эта похвала стоит всех чинов. Кем был Айвазовский — звездой салонов или романтическим гением, певшим водную стихию, спорят по сей день. Бесспорен масштаб этой личности. Выставка в Бенуа рассказывает об одном из главных героев XIX века.