Клиникам нужно лечение. Из-за падения спроса частные медучреждения ищут новые рецепты выживания

Спрос на услуги частных клиник сокращается на 15% в год, и клиникам Петербурга приходится прибегать к нестандартным методам повышения прибыльности, в числе которых медицинские абонементы.

Реформа здравоохранения в виде укрупнения государственных лечебных учреждений и сокращения числа врачей пару лет назад здорово подстегнула развитие платной медицины, к которой обращается все больше петербуржцев. Только вот кризис внес коррективы в процесс развития рынка, платежеспособность потребителей снизилась, и, судя по данным ВЦИОМ, экономия коснулась даже здоровья. "Если ранее пациент приходил к врачу с профилактической целью, то теперь он обращается за помощью только при острой необходимости", — констатирует заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО "АВА-ПЕТЕР" Алексей Власов.

Здоровье не в приоритете

В Клинике доктора Пеля говорят о снижении спроса, которое повлекло сокращение общего оборота клиники на 15%, в "АВА-ПЕТЕР" снижение суммы среднего чека оценивают в 5-7% по отношению к 2015 году. "Падение объема платных услуг частным лицам по итогам 2016 года мы предварительно оцениваем в 15% по сравнению с 2015 годом, у людей банально мало денег, а здоровье нечасто стоит в приоритете в структуре расходов", — сокрушается Азат Григорьян, председатель совета директоров ГК "Энерго".
Зато снизилось количество необоснованных обращений, говорит управляющий директор сети клиник "Рэмси Диагностика" Александр Ледовский. Он подчеркивает, что в компании поток пациентов вырос на 10-15%, так как высокотехнологичная диагностика пользуется спросом в случаях, когда откладывать лечение невозможно.
В Американской медицинской клинике говорят, что спрос стабилен. Ефим Данилевич, генеральный директор клиники, объясняет это тем, что петербуржцы не удовлетворены качеством государственных медуслуг. Но при этом серьезного прироста постоянных клиентов нет, новым игрокам, специализированным медцентрам с небольшим объемом услуг, приходится непросто, говорит он.
Маржинальность бизнеса падает практически у всех частных клиник. "Она и раньше была невысока и в многопрофильных центрах не превышала 12-15%, а за последние несколько лет упала, по самым скромным подсчетам, примерно на 20%", — приводит данные Ефим Данилевич. В целом объем рынка частных медицинских услуг составил в прошлом году около 50 млрд рублей, оценивают эксперты (с учетом стоматологических услуг). В этом году ожидается рост на 5% за счет повышения цен на услуги клиник.

ДМС подводит

Рынок дополнительного медицинского страхования (ДМС) переживает кризис, говорит Азат Григорьян: "В 2016 году у нас примерно на 30% упал объем услуг, которые предоставляются по ДМС". "Рынок ДМС сильно просел", — соглашается с коллегой главврач Клиники доктора Пеля Ольга Моденова, поясняя, что компании урезают бюджеты ДМС, пытаясь таким образом сэкономить. "Страховые компании стараются удержать стоимость полисов и отказываются работать с теми, кто повышает цены на услуги. Пользуясь ситуацией на рынке, они фактически вынуждают демпинговать, не позволяя поднять уровень цен более чем на 5%", — говорит Ефим Данилевич. При этом сами пациенты куда активнее стали пользоваться клиниками по ДМС. По данным "АВА-ПЕТЕР", страховые и корпоративные пациенты увеличили число визитов, сумма затрат на одного пациента выросла на 10%, тогда как у простых частных клиентов сумма затрат снизилась на 2%.
По данным Центробанка, объем сборов ДМС по Петербургу за 9 месяцев 2016 года даже вырос по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 4,76%, до 8,7 млрд рублей. Но рост этот все же меньше величины инфляции.

Абонемент на здоровье

Оптимизировать затраты большинству клиник позволяет импортозамещение — многие переходят с импортных расходных материалов и оборудования на отечественные и белорусские аналоги. Чтобы привлечь новых клиентов, компании усиливают маркетинговую поддержку, вводят новые услуги. Например, в ноябре в ГК "Энерго" ввели "абонемент": можно купить его по фиксированной цене и в течение года безлимитно посещать врачей и даже сдавать по нему анализы. Пока таких "абонементов" продано на 1 млн рублей, что за 2 месяца весьма хороший результат, радуется Азат Григорьян.
Несмотря на кризис, конкуренция между частными клиниками усиливается, в том числе за счет развития существующих игроков. В феврале 2017 года "АВА-ПЕТЕР" планирует начать строительство второй очереди Северной клиники площадью 6,5 тыс. м2, где разместятся клиника лечения бесплодия, лаборатория генетической диагностики и родильный дом.
Сеть клиник "Рэмси Диагностика" в 2016 году открыла третий диагностический центр и продолжает искать варианты для дальнейшего развития сети в Москве и Петербурге. Расширение планирует и Клиника доктора Пеля.
Спрос на медицинские услуги снижается. Если раньше люди посещали медицинские центры в плановом порядке, то сейчас все больше в экстренных случаях. Да и количество денег, которые тратят на одно посещение, значительно уменьшается. Кроме того, упали объемы услуг, которые оказываются по ДМС. Работодатели экономят, отказываясь от дополнительного страхования сотрудников, страховщики, в свою очередь, снижают количество партнеров–медучреждений. По моим оценкам, в 2016 году рынок упал на 15–20% по сравнению с 2015 годом. Небольшие частные клиники не выдерживают и закрываются. Чтобы привлечь клиентов, частные клиники, помимо стандартных методов, серьезное внимание стали уделять рекламе. Сегодня частная медицина — один из наиболее активных потребителей рекламы в СМИ.
Бадри Аджамов
совладелец клиники "7 докторов"