Дольщики в сети

Жители петербургских новостроек самоорганизуются в соцсетях. УК считают, что это "игра", а жители домов и эксперты уверены, что такие группы активистов — почти полноценное ТСЖ.

Впоследнее время жители новостроек объединяются в группы в соцсетях еще на этапе строительства. Затем там обсуждают проблемы с УК, коллективные жалобы, совместные закупки и др.
Могут ли группы в контакте стать аналогом ТСЖ и серьезным фактором влияния на УК? Катерина Соболева, директор департамента жилой недвижимости NAI Becar, как и большинство экспертов, считает, что соцсети позволяют жильцам поднимать волнующие их вопросы, публично высказывать претензии и предложения к УК, организовывать инициативные группы для дальнейших действий. "Если на объекте работает профессиональная УК, с помощью соцсетей она сможет проводить опросы и голосования. Но аналогом ТСЖ такие группы стать не могут, поскольку не имеют юридического статуса", — заключает Катерина Соболева, добавляя, что в старом жилом фонде подобные группы встречаются не так часто, как в новостройках.
Арсений Васильев, гендиректор ГК "УНИСТО Петросталь" уверен, что соцсети — мощный инструмент, и первыми его начали использовать застройщики. Это помогает оперативно отвечать на вопросы дольщиков, давать информацию о ходе строительства. После ввода дома в эксплуатацию редко находится инициативный новосел, который берет на себя создание группы, все обсуждения продолжают проходить в официальной группе застройщика. "И чем больше дом, тем меньше согласия. Люди разные, не в каждом доме можно организовать ТСЖ, а уж тем более на базе группы: нужен активный лидер", — рассуждает он.
"В старом фонде собрания чаще всего проходят во дворе, тут все зависит от погоды, у всех много забот, работа, дети, а вопросы дома не в приоритете, и выделить время после работы не каждый готов", — добавляет Александр Кроль, управляющий партнер компании "Два Совета". Он считает, что, если бы группа в соцсети могла получить официальный статус, можно было бы вести виртуальные собрания.
Александр Гиновкер, гендиректор агентства недвижимости "Невский простор", добавляет, что в старом фонде таких объединений меньше в том числе потому, что в новостройках более однородное окружение — в основном по возрасту. Играет роль и уровень мотивации для объединения жильцов: дольщики беспокоятся за будущую собственность и к моменту постройки дома уже знакомятся. Кроме того, жителей в старых домах просто меньше.
Сами представители УК смотрят на такие группы скептически. Например, в ОАО "Сити Сервис" прогнозируют спад звонков и посещений фронт–офисов благодаря интернет–активности, но отмечают, что все юридические аспекты управления по–прежнему лежат в плоскости "офлайн". Начальник отдела по работе с населением A&E GROUP Наталья Грекова добавляет, что группы в соцсетях посещают около 10–20% жильцов дома. "Самыми активными становятся те, кто относится к УК негативно, в том числе неплательщики. "Серьезной проблемой такие группы становятся, когда самые инициативные не работают и считают, что могут организовать ТСЖ без навыков управления", — говорит она.
Сегодня более 90% новостроек в доступном сегменте имеют неофициальные сообщества, считает Эрик Фейзуллов, руководитель по digital–направлению PR Partner. "Но основная причина их появления — недовольство застройщиком, а в последующем и УК, общие проблемы моментально сплачивают соседей. Важно отметить, что в такие группы практически невозможно попасть, не предъявив доказательства, что вы "свой". В премиум–сегменте и старом фонде этого практически нет, — рассуждает он. — Группы дольщиков — активная и грозная сила, с которой приходится считаться всем".