Владельцем "нелегального хостела" оказался КЦ "Питер"

Автор фото: Сергей Ермохин

Общежитие на Сенной, из-за которого впервые в Петербурге по суду хотят закрыть мини-отель в жилом доме, принадлежит ООО "Концерн Питер". Этот прецедент создает угрозу для всего рынка объемом около 5 млрд рублей.

Общежитие на Московском пр., 4, — это несколько расположенных друг над другом квартир с кодовыми замками. Вывеска с названием "Комфорт", часами работы и пояснением "общежитие и юридические услуги" есть только на одной из этих дверей, но, как утверждают местные жители, таких общежитий много не только в этой парадной, но и в соседних. Именно на "Комфорт" жаловались в администрацию Адмиралтейского района местные жители. Но ИНН оператора общежития на вывеске нет, в СПАРК по этому адресу также нет юрлица с похожим названием, и классификацию на "звездность", судя по всему, "Комфорт" не проходил. Сообщить название юрлица или имя руководителя лично корреспонденту dp.ru администратор общежития отказалась.
Администрация Адмиралтейского района, реагируя на жалобу жителей, как уже писал dp.ru, подала иск в Октябрьский районный суд. Но не на хостел "Комфорт", а на мини-отель "Аллегро", расположенный в соседней парадной. Причем претензия к отелю — отсутствие отдельного входа, как того требуют СанПиН от 2010 года.
"Аллегро" и эти общежития — небо и земля", — рассказывает Павел Борщев, собственник квартиры прямо под "Комфортом". Жители дома на Московском пр., 4, говорят, что к мини-отелю у них претензий нет, а вот обитатели общежития мешают не только тем, что шумят и мусорят. Согласно реестру собственников квартир в доме, нелегальные хостелы работают в помещениях, принадлежащих ООО "Концерн Питер" (этой компании принадлежит ТК "Сенная" по соседству).
"ООО "Концерн Питер" начало скупать квартиры под сдачу в аренду 8-10 лет назад. В прошлом году, в июне 2015 года, прошло собрание собственников жилья многоквартирного дома, на котором было очень мало реальных жителей. А те, кто был, голосовали против создания ТСН (Товарищество собственников недвижимости "Московский-4"). Имея большинство голосов, "КЦ Питер" создал ТСН. В 2016 году, начиная с сентября, нам начали поднимать тарифы за услуги управляющей компании, объясняя это решением какого-то собрания", — рассказывает Павел Борщев.
Мы с Павлом и еще несколькими жителями соседних парадных, которые "воюют" с "Комфортом", стоим прямо перед дверью общежития. Корреспондента и фотографа dp.ru при попытке зайти внутрь и поговорить с администратором настойчиво попросили выйти, убрать камеру и отказались отвечать на вопросы. Мимо нас по лестнице постоянно ходят люди в явно домашней одежде, на этажах расставлены пепельницы. На ступеньках сидят двое мужчин в серых футболках и спортивных брюках, курят и тоже просят их не снимать.
"Наша организация действительно участвует в программе по расселению коммунальных квартир, которую проводит администрация города, — комментируют в "ООО "Концерн Питер". — Конечно, во взаимоотношениях жителей домов и официальных лиц или организаций при расселении коммунальных квартир, ветхого и аварийного жилья неизбежно могут возникать конфликты, недовольства, жалобы — это вполне обыденный человеческий фактор на волне наболевших в обществе социально-экономических проблем". О собственности ООО "Концерн Питер" в доме на Московском пр. в компании отмечают, что это жилое помещение "используется под проживание граждан и в рамках действующего жилищного законодательства". В компании отмечают, что государственные контролирующие органы проверяли помещения этого дома и нарушений не нашли.
Жители дома уверены, что, повышая тарифы, крупный бизнес "выкуривает" их из квартир.
Но суд, к которому привела эта история, может повлиять на весь городской рынок хостелов, в том числе тех, кто работает законно и "дружит" с владельцами соседних квартир. В Петербурге это первый случай, когда отелю предъявляют претензии об отсутствии отдельного входа. В Москве суды уже не единожды принимали решения не в пользу бизнеса. Заседание суда состоится 10 декабря.
В Петербурге, по данным экспертов, 45% хостелов и мини–отелей находятся в жилом фонде, именно в таких квартирах без отдельного входа. Всего в городе более 1000 мини-отелей и более 300 хостелов, объем рынка оценивают в 5-6 млрд рублей. Отельеры города и общественники "Деловой России" сейчас собираются обратиться за разъяснением от Роспотребнадзора о том, что жилая комната — не общественное помещение и отдельного входа не требует.
Правовая база для хостелов в целом очень неопределенная. Формально они не запрещены, и даже в готовящийся законопроект Галины Хованской уже внесены поправки о том, что при согласии жильцов дома хостел может существовать. Но противники гостиниц в квартирах считают, что они нарушают Налоговый кодекс, право распоряжаться общим имуществом жилого дома и недоплачивают за подключение к сетям и коммунальные услуги. В итоге и хостельеры, и жители соседних квартир приходят к тому, что нужно договариваться в каждом отдельном случае. Петербургские предприниматели, например, предлагают вести реестр добросовестных мини-отелей и заручаться согласием собственников квартир по соседству.
"Хостел, конечно, влияет на ликвидность соседних квартир, — рассуждает на эту тему глава комитета по развитию предпринимательства и потребрынка Эльгиз Качаев. — И деятельность такого бизнеса нужно жестко регулировать. И в целом, думаю, усилия надо направлять скорее на создание условий для инвестирования в отели в отдельных зданиях. Хостел в многоквартирном доме — это в любом случае эрзац-продукт; мы ведь только-только уходим от коммуналок".
"Что касается истории с "Аллегро", это показывает, что бизнес в России в целом не защищен настолько, что любого могут "задеть" просто по ошибке, и затраты потом никто не компенсирует, — отвечает Алена Енова, владелица хостела "Тайга". — А в целом наша аудитория — туристы, которые приезжают в центр города. Хостел зарабатывает аудиторию только на том, что находится близко к достопримечательностям, поэтому с отдельными зданиями ничего не получится — не может каждый в центре построить себе здание".