Перемена торговых мест

Снос ларьков на Сенной пл. превратил помещения на первых этажах в стрит–ретейл первой линии. Поток посетителей и ставки аренды растут, а состав арендаторов меняется.

После того как ларьки на Сенной пл. снесли, помещения, расположенные на первых этажах, оказались на первой линии. Витрины видны издалека, а значит, выросла их привлекательность для арендаторов. Кроме того, на недавнем выездном совещании губернатор Петербурга Георгий Полтавченко пообещал отремонтировать фасады зданий на Сенной. Арендные ставки уже растут, итогом может стать ротация арендаторов.

Перемена места

Пока 80% помещений, расположенных непосредственно вокруг площади, которые раньше прятались за рядами ларьков, занимает общепит. Это рестораны "Хочу харчо" холдинга Ginza Project, "Токио–сити", "Чайникофф", "Кулек" (Food Retail Group) и др. Наталья Скаландис, глава департамента Property Management NAI Becar, считает, что в кризис арендодатели не смогут серьезно увеличить стоимость аренды и дело ограничится 1–2%. "Но стоит ждать роста спроса от качественных арендаторов, а значит, ротации или пересмотра концепций текущими арендаторами", — добавляет она.
Владислав Фадеев, глава отдела исследований JLL в Петербурге, рассказывает, что сейчас ставки аренды на первых этажах на Сенной — от 3,5 тыс. до 6 тыс. рублей за 1 м2. "Мы ожидаем роста ставок по отдельным объектам в пределах 5–8%, — рассуждает он. — Любое качественное оформление площади будет добавлять ликвидности помещениям". Эксперт добавляет, что в "зоне влияния" площади примерно по 20% помещений заняты общепитом и ретейлерами одежды и обуви. Состав арендаторов может чуть сместиться в сторону сектора услуг или телекома.

Монополия общепита

Мнение бизнесменов иное: общепит, считают предприниматели, не уйдет с площади, а только усилит позиции. Михаил Гусейнов, владелец сети кофеен "Чайникофф", считает, что арендные ставки поднимутся (и для некоторых помещений уже поднялись), но только для новых арендаторов и обладателей краткосрочных договоров. "У нас же ничего не меняется: договор долгосрочный, мы занимаем это место уже более 10 лет", — говорит предприниматель. Ротация в этом районе, по его мнению, непременно усилится, но не сразу, пока заметно только то, что наконец нашли арендаторов помещения, которые давно пустовали.
В перспективе, считает он, на первых этажах будет еще больше общепита (именно кафе и закусочные были в снесенных ларьках), а магазины разойдутся по соседним торговым центрам или переедут в другие места. Хотя вытеснять почти некого: кроме кафе и ресторанов вокруг площади работают несколько салонов связи ("Связной", "Евросеть"), отделение Сбербанка, несколько несетевых продуктовых точек.
"Что касается эффекта от сноса — он уже есть.Прошел примерно месяц, место стало более привлекательным, люди начали здесь гулять, и поток посетителей вырос примерно на 15%. Вскоре мы ожидаем роста до 25%", — заключает Михаил Гусейнов.
Антон Рейнбах, коммерческий директор "Токио–сити", считает, что выводы делать рано, но прогнозы у него позитивные. "Мы рассчитываем не только на рост потока, но и на то, что КИО будет более гибко подходить к размещению летних террас, — говорит он. — Когда Сенная была застроена ларьками, собственность участков была очень непрозрачно оформлена, теперь, надеемся, поставить летнее кафе будет проще". О росте ставок ресторатор не беспокоится: он обладатель долгосрочного договора аренды, и перспектива удорожания далеко.
Эксперты сходятся в том, что ставки изменятся в пределах 10%. Более серьезные перемены обычно связаны с открытием станций метро, строительством дорог. Например, ремонт "Василеостровской" обвалил ставки аренды вокруг на 25%, а открытие "Спортивной–2" увеличило их на 15–20%.
Представительница КЦ "Питер" (владеет ТРК "Сенная") Любовь Орлова рассказывает, что свободные места для магазинов, которые общепит может вытеснить из соседних зданий, в ТРК есть, но на всех их не хватит. "Так или иначе мы говорим о дальних перспективах, пока не могу сказать, что, например, к нам на фуд–корт выстроилась очередь, потому что закрылись ларьки", — добавляет она.