Остаются зимовать

Некоторые из отказывающихся покидать служебное жилье экс–депутатов Госдумы задерживаются там на десятилетия.

Депутаты Госдумы прошлого созыва до 5 декабря должны были покинуть служебные квартиры в связи с завершением работы. Из–за переноса выборов срок действия полномочий парламентариев шестого созыва сократился на 2 месяца, а чтобы компенсировать материальное обеспечение, был принят закон, разрешающий депутатам проживание в служебных квартирах до 4 декабря включительно. Но пока более 80 депутатов так и не покинули занимаемое жилье. В Госдуме уже пригрозили опечатать квартиры нарушителей или даже заставить парламентариев оплачивать проживание в гостинице депутатов Госдумы седьмого созыва, которые не могут заселиться в служебные квартиры, пока их не освободят предшественники.
Проблеме выселения депутатов из служебных квартир почти столько же лет, сколько и самой Госдуме. Едва ли не в каждом созыве находятся парламентарии, отказывающиеся освобождать служебное жилье, причем самым настойчивым удается растянуть процесс выезда из депутатской квартиры на десятилетия.

"Просто некуда ехать"

В 2000 году, когда служебным жильем пора было обеспечивать депутатов третьего созыва, 73 экс–парламентария первых двух созывов все еще отказывались освобождать жилплощадь. Депутат Госдумы первого созыва Евгения Тишковская, прославившаяся после конфликта с Владимиром Жириновским, весьма эмоционально объясняла свое нежелание съезжать: "Стыдно нам говорить об этих квартирах! По идее, конечно, их надо сдавать, но это варварство. Считается, что парламентариям хорошо платят, они много хапают. А вы знаете, что части бывших депутатов вообще некуда ехать, нет работы?! Плюс дети в школах, в институтах". Кстати, на детей "в школах и институтах" отказывающиеся покидать служебное жилье депутаты ссылались потом из созыва в созыв. В ряде случаев бывшим парламентариям даже удавалось благодаря этому ненадолго задержаться в казенных квартирах.
Когда же депутаты наотрез отказывались съезжать, вопрос об их выселении решался в суде, а тех, кто и после этого не выезжал, впоследствии выселяли приставы.
В 2004 году 145 бывших депутатов Госдумы третьего созыва должны были освободить служебные квартиры, но к февралю съехала лишь треть из них. Управление делами президента РФ направило в Никулинский народный суд около 100 исков. 20 бывших парламентариев почти сразу после этого все же освободили жилье. По остальным искам суд постепенно выносил решения о принудительном выселении сложивших полномочия парламентариев. Депутаты следующего созыва оказались более дисциплинированными: в феврале 2008 года, спустя месяц после истечения полномочий, покидать депутатское жилье на ул. Улофа Пальме отказались всего 23 бывших парламентария. В целом выселять нарушителя из служебной квартиры могли около года, но в отдельных случаях процесс мог затянуться.

Освободитьсяот первых созывов

Наиболее успешными в удержании служебных квартир оказались депутаты первых трех созывов, некоторым из них удавалось не съезжать с занимаемой жилплощади почти по 20 лет. В 2014 году судебные приставы выселили из двух служебных квартир Валентина Михайлова, срок депутатских полномочий которого истек еще в 1996 году. С тех пор он несколько раз просил об отсрочке выселения. В первый раз с такой просьбой он обратился в связи с тем, что его дети заканчивали обучение в столичном вузе. Детям позволили доучиться, ненадолго продлив срок пребывания депутата и его семьи в служебной квартире, но в итоге бывший парламентарий так и не освободил жилье. Служебная тяжба по вопросу выселения Валентина Михайлова продолжалась более 10 лет, а в сентября 2014 года это удалось сделать судебным приставам. Сам Валентин Михайлов заявил, что свое выселение считает незаконным, добавив: "Если бы суд был справедливым, у меня были бы законные основания".
Тогда же приставам пришлось при помощи болгарки вскрывать дверь в квартиру экс–депутата Валерия Никифорова, также входившего в состав Госдумы еще в 1990–х.
В том же году планировали выселить и бывшего депутата Госдумы Аркадия Янковского, занимавшего служебную трехкомнатную квартиру, но вопрос с выселением экс–парламентария по неизвестным причинам затянулся на несколько месяцев. Приставы нагрянули к Янковскому только в мае 2015 года.
Тогда пресс–секретарь управляющего делами президента России Виктор Хреков заявил, что после выселения из служебных квартир общей площадью более 236 м2 депутатов первого созыва Айварса Лездиньша, Валентина Михайлова и Аркадия Янковского в Москве больше не осталось незаконно проживающих в служебных апартаментах парламентариев.