Банк "Санкт-Петербург" вернул себе на баланс долги УИМП на 420 млн рублей

Банк "Санкт-Петербург" расторг договор уступки ООО "Вектор" прав требования долгов обанкротившегося холдинга "УИМП" по кредитам на 420 млн рублей. Эксперты рынка банкротств строят версии, чем вызвано столь нестандартное действие кредитной организации:  банки часто выводят с баланса долги банкротов, но редко возвращают их себе.

Арбитражный суд СПб и Ленобласти 4 декабря удовлетворил ходатайство банка "Санкт-Петербург" о правопреемстве к ООО "Вектор" на права кредитора в деле о банкротстве ООО "УИМП-Инвест" на общую сумму 420 млн рублей. Долги по кредитам, выданным в 2010 году банком холдингу "УИМП", обеспеченные залогом участка 3 га и производственного комплекса в Металлострое, были уступлены банком "Вектору" в 2014 году, после того как заемщик обанкротился.
УИМП-холдинг (основные владельцы Александр Фомин, Андрей Балахонов и Владимир Загаврин)  был крупным петербургским игроком на рынке металлоконструкций, а также торгового, офисного, складского и промышленного строительства. Его обороты на пике превышали 3 млрд рублей (в 2008 году). Но потом у холдинга начались неприятности.
Компания обанкротилась в 2014 году, после того как банк "Санкт-Петерубрг" взыскал с нее долги на общую сумму около 600 млн рублей, а затем переуступил их ООО "Вектор", которое и вступило в дело о банкротстве кредитором. Еще почти 400 млн рублей требовала торговая сеть "О’Кей": в 2011 году под тяжестью снега рухнула крыша построенного УИМПом гипермаркета на Выборгском шоссе, и ретейлер взыскивал компенсацию. В итоге стороны заключили мировое соглашение, по которому УИМП обязался компенсировать сети 20 млн рублей. Однако до банкротства УИМП успел погасить всего 16 млн, остальные обязательства были включены в реестр кредиторов компании. Еще одним кредитором УИМПа был банк "БФА": ему холдинг задолжал 45 млн рублей. Недавно банк уступил право требования своей коллекторской структуре ООО "Диэль".
Между тем, как выяснилось теперь, в августе 2016 года банк "Санкт-Петербург" заключил с ООО "Вектор" соглашение о расторжении договора цессии от 2014 года. "Покупатель долгов УИМП не исполнил свои обязательства перед нами по оплате, в связи с чем договор продажи долга был расторгнут, — объяснили в кредитной организации причину возврата актива. — В дальнейшем возможна продажа долга другому покупателю, если таковой найдется".
По данным СПАРК, ООО "Вектор" (зарегистрировано в Москве) принадлежит Борису Токареву. Прямых связей с банком "Санкт-Петербург" у компании не обнаружено. Борис Токарев не захотел общаться с журналистом "ДП". Но источник в компании рассказал, что она занимается подрядными работами, и сделка с банком по покупке долгов УИМПа — единичная и, как оказалось, — не очень удачная: "Мы рассчитывали заработать на продаже залогов, но процедура затянулась, поэтому было решено выйти из проекта. Нам ссориться с банком было не с руки, банку с нами тоже не хотелось заморачиваться. Вот и расстались по-хорошему".
Впрочем, эксперты рынка банкротств все-таки не сомневаются, что "Вектор" в этой сделке — лишь служебное юрлицо банка (хотя это вовсе не означает, что фирма является однодневкой: это может быть и действующая компания, привлеченная как подрядчик). Возврат же долга на баланс банка, по их мнению, может иметь несколько причин: "Возможно, у должника появился инвестор, который планирует выйти на мировое соглашение и продолжать обслуживать кредиты, но для которого имеет значение личность кредитора, — рассуждает партнер "Апелляционного центра" Владимир Полуянов. — Такой инвестор говорит: я понимаю, что это твоя лавка, но давай сделаем так, что это будешь ты сам. Второй вариант — возникла необходимость поменять служебное юрлицо. Договор цессии с отсрочкой оплаты был заключен на 2 года, срок истек, теперь он расторгается, и заключается новый — с другим служебным юрлицом. Еще на 2 года. И так далее".