ДМС стоит на месте

Рынок добровольного медицинского страхования стагнирует. Резких изменений не предвидится: и страховщики, и страхователи приняли новые условия игры.

Сегмент добровольного медицинского страхования второй год пребывает в стагнации, отмечают опрошенные "ДП" страховщики. При этом ситуация в Петербурге хуже, чем в целом по стране: например, в Москве рынок хоть немного, но растет. Это связано с общей кризисной ситуацией и уровнем деловой активности.
Петербургский рынок ДМС за первое полугодие практически не вырос: увеличение составило 0,1%. При этом в Москве сегмент ДМС показал увеличение на 14%, а в целом по России — на 4,3%, отмечает генеральный директор СК "Капитал–полис" Алексей Кузнецов.
Некоторые участники рынка считают, что в дальнейшем петербургский рынок ДМС может сократиться, находя первые признаки этого уже сейчас. "При объеме сборов, сохранившемся на уровне прошлого года — 6,7 млрд рублей за 6 месяцев, число договоров упало на 16,5% (495 тыс.). Это говорит о фактическом сокращении рынка ДМС в регионе", — поясняет директор Санкт–Петербургского филиала АО "СОГАЗ" Эдуард Яблоков.
При этом российский рынок растет: по итогам первого полугодия 2016 года его объем составил 91,2 млрд рублей, что на 4,3% превысило аналогичный показатель 2015 года. Этот рост находится в пределах инфляции, то есть подорожания медицинских услуг, но на сохранение положительной тенденции рассчитывать можно, отмечает управляющий директор по личному страхованию Северо–Западного дивизиона компании "Ренессанс страхование" Владимир Яковлев.

Отказа не будет

Более 90% договоров по ДМС заключаются в корпоративном секторе. И здесь также ситуация напоминает прошлогоднюю: компании пытаются экономить, а страховщики по возможности идут им навстречу. Компании сокращают расходы в основном за счет выбора бюджетных лечебных учреждений, отказа от страхования родственников и корректировки страховых программ. Однако массового отказа со стороны предприятий от ДМС нет и не будет: все–таки медицинское страхование остается одним из важных инструментов кадровой политики, отмечают страховщики.
Согласно данным исследования, проведенного аналитическим центром НАФИ совместно с "Ренессанс–страхованием", лишь 4% организаций планируют отказаться от некоторых опций пакета ДМС, еще 5% компаний намерены прекратить оформление полисов. В эти 5% попали только небольшие предприятия со штатом не более 100 человек. Чем крупнее компания, тем выше спрос на программы ДМС, рассказывает Владимир Яковлев.
"Обычно отказ от продления ДМС с действующим страховщиком на следующий срок вызван предлагаемыми условиями его продления, в том числе и размером страховой премии", — объясняет заместитель начальника дирекции "Медицина" Северо–Западного регионального центра "РЕСО–Гарантия" Татьяна Саватеева.

Работник платит сам

Одним из наиболее популярных средств экономии для работодателей сейчас является покупка полисов с франшизой или даже софинансированием. В первом случае работник оплачивает часть медицинских услуг, оказываемых по полису ДМС, напрямую лечебному учреждению. Во втором — работники оплачивают часть стоимости полиса. Размер франшизы составляет от 10% до 20%, а объем софинансирования — в пределах 10% от стоимости полиса, оценивают участники рынка.
"Работники, пользующиеся программой ДМС, оплачивают 10% стоимости страховки за себя и 50% стоимости страховки за своих близких родственников", — рассказали в ЗАО "Филип Моррис Ижора". Компания не планирует сокращать услуги в рамках программы ДМС в 2017 г.
Как и в прошлом году, страховщики отмечают активное использование застрахованными возможностей полиса ДМС. Активизация потребления связана с тем, что люди не уверены, что полис ДМС будет у них в следующем году.
Растет и средний чек, выставляемый лечебными учреждениями страховым компаниям. Это объясняется ростом цен на медицинские услуги в целом.
Некоторые страховщики говорят о гиперлечении и гипердиагностике. Их "некоторые клиники начинают использовать как инструмент в сегодняшних кризисных условиях", замечает Алексей Кузнецов.