"Светофор" для торговли

В Петербург выходит сеть жестких дискаунтеров из Сибири "Светофор". Ретейлер делает ставку на еще более низкие цены, чем в привычных для покупателей "Магнитах" и "Пятерочках".

Сеть красноярских магазинов "Светофор" начала экспансию на Северо–Западе. В этом году компания открыла девять магазинов в Карелии, Республике Коми, Вологде, Пскове и Ленобласти. Ретейлер работает в новом для Петербурга формате жесткого дискаунтера.

Настоящий дискаунтер

"Светофор" — одна из немногих российских сетей, которая работает в формате жесткого дискаунтера в классическом его понимании. Торговая точка представляет собой розничный магазин–склад, в котором продукты и непродовольственный ассортимент продаются с минимальной торговой наценкой. Цель торговой сети — установить цены на 20% ниже среднерыночных за счет работы напрямую с производителями, жесткого контроля над затратами и минимальной торговой надбавки.
Компания прославилась тем, что кроме невысоких цен устанавливала лимит на покупки — 300 рублей — меньше этой суммы в магазинах "Светофор" в некоторых городах нельзя было потратить. Оригинальный ход не оценили в Роспотребнадзоре. Ведомство неоднократно штрафовало ретейлера за ущемление прав покупателей.
"В Петербурге и Ленобласти могут быть открыты несколько десятков магазинов", — говорит Владимир Гушан, директор по развитию сети "Светофор" в Петербурге и Ленобласти. По его словам, сейчас идет активный поиск помещений в аренду. Кстати, в Пестово и Лодейном Поле "Светофоры" работают в помещениях, которые раньше занимала сеть "Метрика". Инвестиции в запуск Владимир Гушан не раскрывает, но стоимость одного магазина на рынке оценивают в 4 млн рублей.
Сеть "Светофор" насчитывает уже свыше 800 магазинов в 48 регионах России, а в планах довести сеть до 1800 торговых точек к концу 2017 года. Годовой оборот ретейлера превышает 40 млрд рублей.
При этом сеть вышла на рынок в 2009 году. Компания принадлежит семье Валентины Шнайдер. В Петербурге ООО "Торгсервис 78" было зарегистрировано в прошлом году. Сеть работает в трех форматах, но на Северо–Западе "Светофор" будет представлен только супермаркетами самообслуживания. Площадь торгового зала в данном формате составляет 800–1200 м2, ассортимент — 1,5–2 тыс. наименований.

На первом месте низкая цена

Хотя в Петербурге проникновение современных форматов торговли составляет 80%, дискаунтеры остаются вторым по масштабу каналом продаж после гипермаркетов, его доля выросла с 24% в 2015 году до 26% в 2016–м, следует из данных исследования ГФК "Русь".
В Петербурге формат настоящего дискаунтера представлен пока только микросетями вроде "Технолога" и такими проектами, как универсам "Народный" и "Оптоклуб "Ряды". "Во время кризиса цена — главный фактор для покупателей, за ней в порядке убывания идут качество, ассортимент и сервис", — говорит генеральный директор сети "Оптоклуб "Ряды" Елена Стрельцова. По данным исследования PwC "Затяжной спад в экономике", 14% опрошенных россиян стали совершать покупки в более дешевых магазинах, 24% стали больше товаров покупать по акциям.
Чтобы предложить цены на 20% ниже рынка, новому игроку придется работать в ноль, а с учетом того, что помещения находятся в аренде, возможно, и в минус, отмечает Елена Стрельцова. По ее словам, у гипермаркетов и супермаркетов маржа составляет примерно 20%. "Теоретически разница в ценах на 20% реальна, бизнес–модель оптоклуба позволяет делать это за счет экономии на ассортименте и выкладке, персонале, а также на аренде — помещения сети находятся в собственности", — объясняет Елена Стрельцова.