Ополчились против санатора

Миноритарии банка "Советский" хотят судиться с санатором, Татфондбанком, из–за того что тот якобы незаконно одобрил межбанковские кредиты, продав акции "Советского" аффилированной компании. Санатор это опровергает.

На внеочередном общем собрании акционеров банка "Советский", находящегося под санацией у Татфондбанка, 17 ноября 2016 года были одобрены межбанковские кредиты Татфондбанку, один из них, в размере 14,8 млрд рублей, был выдан в марте 2016 года. Именно эту сделку миноритарный акционер "Советского" Александр Тепляков, который до начала санации владел 17,38% банка, смог оспорить: в октябре суд постановил взыскать с Татфондбанка 14,8 млрд рублей долга и 394 млн рублей процентов в пользу "Советского".
Согласно материалам суда, перед выдачей этого кредита собрание акционеров для его одобрения не созывалось. Теперь эта сделка одобрена. Также на собрании одобрены сделки "Советского" с Татфондбанком на межбанковском рынке, которые могут быть совершены в будущем, с лимитом 50 млрд рублей.
Татфондбанк подал апелляцию, которая будет рассмотрена 5 декабря. На этом суде он сможет использовать решение собрания акционеров 17 ноября в качестве доказательства законности сделки на 14,8 млрд рублей.

Новый акционер

Миноритарии не согласны с итогами собрания: по их версии, Татфондбанк продал часть своих акций якобы аффилированной фирме ООО "АИФ–Трейд" с целью получения большинства голосов незаинтересованных сторон.
Сделки с заинтересованностью одобряются большинством голосов незаинтересованных акционеров (в данном случае это все акционеры "Советского", кроме Татфондбанка). По версии миноритариев, количество голосов незаинтересованных сторон после появления нового акционера в лице "АИФ–Трейд" выросло в 11 раз, а количество акций, которыми владеют бывшие акционеры "Советского", не изменилось, в связи с чем доля голосов миноритариев, которые выступали против одобрения сделки, сократилась с 88 до 8%.
"Продажа части пакета акций, полученного в ходе санации, в целях получения одобрения крупных межбанковских кредитов в пользу санатора, которые, согласно решению первой инстанции, негативно влияют на устойчивость "Советского", мы полагаем, должна быть расценена как злоупотребление правами банка–инвестора", — комментирует представитель миноритарных акционеров банка Алла Герасимова.
По ее словам, миноритарии подали жалобы в ЦБ РФ и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и готовят новые иски, чтобы в суде обжаловать решения собрания и продажу акций "Советского" "АИФ–Трейду".
В жалобах говорится, что у "АИФ–Трейда" есть признаки косвенной аффилированности с Татфондбанком через члена совета директоров этого банка Ильдуса Мингазетдинова. Согласно данным информационной системы СПАРК, единственным участником и директором "АИФ–Трейда" является Ильшат Абдрахманов. Он является бывшим 100%–ным владельцем ООО "РЕАЛ ГРУПП" и остается его гендиректором. Владельцами "РЕАЛ ГРУПП" с долями по 50% с августа 2016 года являются Айрат Гилязов и Рафаэль Мингазетдинов. "АИФ–Трейд" и "РЕАЛ ГРУПП" зарегистрированы по одному адресу в Казани (ул. Бурхана Шахиди, 17). В раскрытии информации Татфондбанка Мингазетдинов Рафаэль Ильдусович упоминается в составе группы лиц вместе с членом совета директоров Татфондбанка Ильдусом Мингазетдиновым: эта группа лиц обозначена как аффилированная при одобрении сделок в 2015 году.
Связь "АИФ–Трейда" с Татфондбанком санатор и санируемый банк опровергают, ссылаясь на отсутствие у "АИФ–Трейда" признаков аффилированных лиц, установленных законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Препятствие для санации

В банках считают жалобы миноритариев признаком информационного давления со стороны бывших акционеров "Советского". "Давление оказывается с целью дискредитации действий санатора и препятствует выполнению плана финансового оздоровления", — говорят в Татфондбанке. Действия прежних акционеров являются злоупотреблением правом, добавили в "Советском". "Законодательно уже предусмотрены ограничения с целью пресечения подобного противоправного поведения акционеров. С 1 января 2017 года в силу вступают изменения в закон об акционерных обществах, в соответствии с которыми миноритарные акционеры более не смогут оспаривать сделки, совершенные обществом в его интересах", — добавили в банках.
Банк России не комментирует действующие банки, в пресс–службе АСВ на запрос "ДП" о получении жалобы от миноритариев не ответили. Активы Татфондбанка на 1 ноября 2016 года составляют 218 млрд рублей, активы "Советского" на ту же дату — 50 млрд рублей. Татфондбанк стал санатором "Советского" в марте этого года и получил от АСВ 10,79 млрд рублей на санацию.
Очевидно, одобрение оспариваемых сделок на собрании акционеров направлено на усиление позиции ответчиков на апелляции. По закону суд отказывает в удовлетворении требований о признании сделки с заинтересованностью недействительной, если к моменту рассмотрения дела представлены доказательства ее последующего одобрения. Схема с включением в состав акционеров миноритариев, фактически контролируемых основным акционером, в целях одобрения сделок с заинтересованностью довольно известна, доказать связь с основным акционером на практике сложно. Если истцы не представят доказательств аффилированности "АИФ–Трейда" и Татфондбанка, есть вероятность пересмотра решения суда первой инстанции.
Илья Федотов
партнер юридической компании Orient Partners
Ситуация вокруг "Советского" не уникальна: передача части акций третьим лицам с целью увеличения влияния на результаты голосования встречается часто. Доказать при этом, что третья сторона действует в чужих интересах, удается редко, даже в случаях, когда, казалось бы, такие выводы напрашиваются сами. Не думаю, что ограничение возможности оспаривания миноритариями санируемых банков решений, принимаемых в интересах этих банков, как–то скажется на количестве споров между санаторами и миноритариями, которых немало (большинство из них улаживается по соглашению сторон и не попадает на страницы прессы). И миноритарии, и санаторы найдут способы защиты и отстаивания собственных интересов в суде.
Дмитрий Шевченко
заместитель председателя правления Ланта–Банка