С ощущением комфорта

Если верить рекламе, то едва ли не каждый второй строящийся жилой комплекс является жильем повышенной комфортности или относится к комфортклассу. Однако в текущих условиях покупатели обращают больше внимания на реальное качество проекта, чем на маркетинговые уловки.

Комфорткласс, как и другие сегменты, не имеет утвержденных параметров. Как отмечает Евгения Литвинова, руководитель проекта КЦ "Петербургская Недвижимость", в связи с этим активнее используется формулировка "жилье сегмента масс–маркет", где высокая ценовая категория относится к классу комфорт.
Данные о количестве строящегося жилья различаются. Так, по оценке КЦ "Петербургская недвижимость", объем рынка жилья комфорткласса в Петербурге к началу IV квартала составил 3,2 млн м2. Директор управления стратегического маркетинга и исследований рынка Холдинга RBI Вера Сережина говорит, что сейчас в комплексах, которые позиционируются как комфорткласс, строится около 2,2 млн м2.
По мнению руководителя маркетинговой лаборатории LEGENDA Intelligent Development Всеволода Глазунова, к комфортклассу можно отнести около 15% жилья в Петербургской агломерации.

Душа требует простора

"Важная примета комфорткласса — квартирография.
Доля студий и однокомнатных квартир в объектах комфорткласса обычно не превышает 50%", — рассказывает руководитель отдела продаж УК "Теорема" Марина Агеева.
Коммерческий директор "ЛСР. Недвижимость — Северо–Запад" Юлия Ружицкая считает, что на двух–, трех– и четырехкомнатные квартиры должно приходиться не меньше 35% от общего количества.
Это связано в том числе и с созданием социальной среды.
Плотность застройки в комфортклассе ниже, и на этаже редко бывает больше семи–восьми квартир.
Ну и студий по 17–19 м2 здесь не встретишь.
"Площадь однокомнатных квартир в "комфорте" не может быть менее 34 м2 — это признак, по которому очень многие представленные на рынке новостройки не смогли бы подняться выше сегмента эконом", — говорит директор по продажам компании "Строительный трест" Сергей Степанов.

Качество на высоте

Но не всегда площадь определяет качество. "Метраж не влияет на уровень класса объекта!" — уверена директор по маркетингу и продажам "ЮИТ Санкт–Петербург" Екатерина Гуртовая.
По ее мнению, даже в небольшой квартире в элитном доме можно чувствовать себя комфортнее, чем в просторной трехкомнатной квартире за КАД.
По словам начальника отдела продаж ЗАО "БФА–Девелопмент" Светланы Денисовой, принадлежность объекта к комфортклассу определяют ряд проектных решений, которые составляют "начинку" объекта. Это и высота потолков, и инженерное оснащение, наличие паркингов, качество мест общего пользования и т. п.
Директор по маркетингу и продажам EKE Ирина Зеренкова отмечает, что важным отличием комфорткласса являются технологии строительства наряду с высоким качеством используемых материалов, необходимо наличие подземного паркинга, а также своя охраняемая территория вокруг дома.
"Но само по себе перечисление параметров понимания классовости не дает, — отмечает Всеволод Глазунов. — Иными словами, если в рекламном проспекте написано, что в доме будут просторные холлы, которые оказываются длинными туннелями без окон и дверей, то это не может служить характеристикой комфорткласса".

Оглянуться вокруг

К характеристикам класса относятся и местоположение, и виды из окон, и комфортность окружающей среды. Так, Юлия Ружицкая считает, что жилье комфорткласса не может находиться вне обжитых кварталов, поскольку для него обязательным является наличие развитой торгово–досуговой инфраструктуры.
Еще один признак — транспортная доступность. Комфорткласс часто расположен близко к метро и практически всегда в пределах КАД. Как отмечает Екатерина Гуртовая, дома комфорткласса располагаются, как правило, не совсем в центре, но при этом они должны иметь атрибуты, которых нет в "экономе".
"Проекты комфорткласса отличаются большей продуманностью и насыщенностью жилой среды вокруг и внутри ЖК, чтобы жители могли пользоваться максимальным набором услуг, не покидая квартала", — рассказывает Евгения Литвинова. При этом подход к обеспечению комфорта может меняться. "Еще 5 лет назад мы не представляли себе проект комфорткласса без консьержной в каждой парадной, — утверждает Сергей Степанов, — сегодня многие покупатели уже не видят в этом необходимости, поскольку мы внедряем современные системы электронного контроля доступа и видеонаблюдения".

Цена комфорта

Цена квартир комфорткласса может быть очень разной. По словам Юлии Ружицкой, средняя стоимость в обжитых районах составляет 85–90 тыс. рублей за 1 м2, что на 20–25% выше средней цены экономкласса. Всеволод Глазунов считает, что в среднем стоимость "комфорта" будет на 10–15% выше эконома, но эти цифры зависят от многих параметров, и у компании Legenda разница доходит до 50% от жилья экономкласса.
Светлана Денисова говорит, что в городской черте стоимость квадратного метра в жилье комфорткласса составляет до 140 тыс. рублей, а по однокомнатным квартирам и студиям достигает 180 тыс. рублей. В компании "Навис" при этом отмечают, что за последнее время борьба за клиента обострилась и выражается скорее не в ценовой конкуренции, а в концепциях и нетривиальных решениях.
Классификация жилья — это сложный вопрос для нашего рынка недвижимости. Есть разработанные консультантами и другими профессионалами критерии — но они размываются все больше и больше по мере развития рынка. То, что раньше можно было встретить только в бизнес–классе, теперь является практически стандартом и в комфорте. Например, лифты из паркинга на этаж, да и сам подземный паркинг, отделка холлов и общественных помещений, развитая инфраструктура — колясочные, велосипедные парковки, места для хранения различного имущества. Для покупателей это, безусловно, плюс. По сути, классификация не успевает за тенденциями рынка. Поэтому при выборе квартиры клиентам не стоит ориентироваться на класс объекта, а лучше внимательно изучить набор опций и характеристики жилья, предлагаемые застройщиками. Существует много примеров на рынке, где бизнес–класс, по сути, дотягивает только до комфорта и обеспечен лишь удачным местоположением. Есть также проекты комфорткласса, которые имеют множество опций "бизнес", превосходя ожидания покупателей.
Надежда Зотова
директор по маркетингу компании "Меридиан Девелопмент"