Невероятно, но фарш

Насекомые, бургеры из пробирки, еда из принтера — все это может войти в повседневный рацион каждого жителя Земли. Технологии готовы, осталось победить предубеждения.

Население планеты увеличивается так быстро, что на горизонте крупными буквами маячит вопрос: "Что есть будем?".
Учитывая, что традиционных источников продовольствия вскоре может не хватить, чтобы прокормить растущие миллиарды, ученые уже сейчас озадачились поисками альтернативных источников питания.

Жуй жуков

К насекомым мы привыкли относиться либо с восхищением (бабочки), либо, что чаще, с отвращением (тараканы, пауки и прочая саранча), но уж точно мало кто рассматривает этих гадов в качестве еды. Разве что некоторые представители азиатских стран. Между тем насекомые — это отличный источник белка, практически неисчерпаемый, а также легко воспроизводящийся. Первые шаги по популяризации насекомых как еды уже сделаны.
Канадские ученые запустили в производство муку из кузнечиков, в США на основе насекомых создают протеиновые коктейли, а в Британии предлагают бесплатно продегустировать мороженое с добавлением личинок мучного червя. Дальше всех продвинулись скандинавы. Созданная в Дании компания Nordic Food Lab, пытается с помощью насекомых решить едва ли не все беды человечества. Огромная научно–исследовательская программа включает в себя лабораторные опыты, поездки по всему миру для поиска новых видов съедобных насекомых (говорят, что вкуснее всего оказалась королева термитов) и внедрение их в меню заведений высокой кухни. Более того, есть мнение, что использование живых муравьев в блюде всемирно известного ресторана Noma — это как раз попытка интеграции белка в рацион людей, интересующихся высокой гастрономией.

Мясо как мясо

Считается, что коровы — не только источник мяса и кожи, но и причина глобального потепления. Суммарное количество выделений метана из продуктов жизнедеятельности вроде бы безобидных буренок — около трети от общего числа этого газа, находящегося в атмосфере.
После того как 400–страничный доклад с этими данными опубликовала сельскохозяйственная организация ООН, начались повальные исследования по созданию искусственного мяса. Мышечные волокна из стволовых клеток шеи коров использовали сначала для создания тонких полосок ткани, а потом, чтобы всем было привычнее, порубили полученное мясо на фарш. Полученная котлета обошлась, по разным данным, от 250 тыс. до 450 тыс. долларов и была съедена учеными и журналистами в эфире телешоу. Сообщается, что в будущем процесс создания мяса из пробирки будет обходиться значительно дешевле, и глобальное потепление отступит.

CTRL+P

Принтер для печати документов — вчерашний день: с недавних пор стало возможным печатать еду. Для этого используются 3D–принтер и специальные картриджи, синтезирующие продукты из отдельных компонентов. Соорудить из ниоткуда фуа–гра на бриоши хитрый прибор пока что не может, но вот "напечатать" плитку шоколада — вполне.
Пока что такие технологии используются только в экспериментальных программах для питания космонавтов, а в повседневной жизни 3D–принтеры используются в основном для придания формы тому или иному блюду. Высшей точкой развития такого подхода стал открытый недавно в Лондоне ресторан Food Inc., в котором на 3D–принтерах напечатано практически все, начиная с бокалов или стульев и заканчивая столовыми приборами. Каркасы блюд там также изготавливают механически, но всем остальным, включая оформление и итоговую подачу, занимается шеф–повар.

Форма фермы

Если верить прогнозу футурологов, что к 2040 году население Земли будет составлять около 9 млрд человек, то методы освоения сельскохозяйственных угодий должны изменится. Уже сейчас набирают популярность гидропонные установки для личного пользования — устройства, которые помогают выращивать свежую зелень дома. Для этого даже не нужна почва — вполне хватит минеральных веществ, воды, света и, конечно, семян. Свою гидропонику (правда, только для ограниченного количества европейских стран) уже успела выпустить и вездесущая шведская сеть IKEA.
Некоторые проекционные бюро предлагают проекты куда более масштабного толка: фермы–небоскребы. В будущем благодаря таким зданиям планируется обеспечивать продуктами до 50 тыс. человек ежедневно. В качестве работающего прототипа этой идеи в Японии существует офисное здание, в котором 4 тыс. м2 отведены для выращивания овощей, фруктов, злаков и пчелиных ульев. Еще один возможный вариант развития аграрного сектора — уход под воду. Фермы водорослей, специальные загоны для рыб и даже использование в пищу медуз — все эти проекты развиваются уже сейчас.