Без надежды на светлое будущее. Торговая недвижимость

Рейтинг строительных компаний — 2016.

"ДП" определил крупнейших застройщиков в различных сегментах рынка недвижимости. Места в рейтинге определяется суммой двух показателей: объем полезных площадей (жилье и встроенные коммерческие помещения), построенных в Петербурге и Ленинградсткой области за 2013-2015 годы, и строящихся площадей (с коэффициентом 0,5).
В последнее время рынок торговой недвижимости Петербурга переживает крайне непростые времена, более того, на следующий год в городе не заявлен ввод ни одного крупного торгового комплекса. Сегодня петербуржцы уже вполне обеспечены такими площадями — в среднем 529 м2 на 1 тыс. жителей. Отчасти затишье на рынке объясняется экономической нестабильностью и снижением покупательской активности. Эти два фактора повлияли как на планы девелоперов, так и на стратегию развития многих ретейлеров.
Одной из главных тенденций на рынке за последний год стала реконструкция и расширение уже имеющихся площадей — компании не стремятся выходить с новыми проектами, в то же время они активно развивают уже имеющиеся площади. При этом игроки рынка уверены, что этот тренд сохранится и впредь, ведь в нынешней экономической ситуации гораздо выгоднее оптимизировать бизнес, чем заявлять новые проекты. С начала 2016 года прирост новых площадей в Петербурге составил всего 3,3% за счет открытия двух крупных торговых комплексов. Речь идет о ТРЦ "Охта Молл" (арендопригодная площадь — 78 тыс. м2) компании SRV и 2–й очереди ТРК "Порт Находка" (10,9 тыс. м2) компании FortGroup. Всего же в Петербурге в настоящее время действуют 58 качественных торговых центров. В среднем вакансия составляет 8,6%.
По разным оценкам, на сегменты одежды приходится до 50% занятых за III квартал 2016 года площадей в торговых центрах (без учета новых объектов), еще 13% пришлось на ретейлеров обуви и кожгалантереи. Общая площадь закрытых за это время магазинов стала минимальной за год — менее 35 тыс. м2.
В дальнейшей перспективе Петербург ждут серьезные открытия — к 2019 году между Красносельским шоссе и КАД, вблизи микрорайона "Новоселье" появится третий в городе торговый центр "МЕГА" с магазином IKEA. Предполагается, что он станет крупнейшим в России комплексом сети. Компания уже купила участок площадью 40 га — он входит в состав комплексно осваиваемой территории, на которой планируется строительство жилых домов и развитие социальной и дорожной инфраструктуры.
"Являясь крупным деловым и культурным центром России, Петербург всегда находился в фокусе интересов IKEA Centers Russia. Юго–западное направление в регионе активно развивается, и мы видим в этом большой потенциал для нашего бизнеса", — сказал Милен Генчев, генеральный директор IKEA Centres Russia.
Мы всегда работаем над эффективностью, как в хорошие времена, так и в периоды экономической нестабильности. С начала 2016 года мы запустили уже 16 гипермаркетов, 11 из которых были открыты в городах–миллионниках. Мы изучаем имеющиеся на земельном рынке возможности, оцениваем предлагаемые места и их соответствие нашей системе логистики, требованиям по проходимости, транспортной доступности и делаем прогноз продаж. Только после этого принимается решение о новом проекте. В этом году мы откроем как минимум 40 новых гипермаркетов.
Анна Мелешина
директор по связям с общественностью и государственными органами компании "Лента"
Для того чтобы выжить, торговым центрам сегодня приходится адаптировать концепции под потребности своей целевой аудитории. Также залогом успеха стало проведение грамотной политики стимулирования продаж. К счастью, арендаторы это осознали и начали активнее участвовать в маркетинговых акциях торговых центров. Собственники объектов все чаще используют альтернативные способы повышения доходности: размещают мастерские, устраивают ярмарки, выставки, проводят развлекательно–обучающие мероприятия, привлекают сезонных арендаторов. Особый упор ТЦ делают на детскую и развлекательную составляющие.
Наталья Скаландис
управляющий директор Property Management NAI Becar