Новые технологии расширяют возможности

О том, какие новшества ждут рынок, рассказывает директор СПб ГАУ«Центр государственной экспертизы» ИгорьЮдин.

- Игорь Геннадьевич, как отразится обязательное введение электронного документооборота на вашей работе?
- Полный переход на проведение государственной экспертизы в электронном виде не стал для нас неожиданностью. Мы понимали, что рано или поздно это случится, – и начали планомерную подготовительную работу еще с 2012 года. С указанного периода для заявителей была реализована возможность использовать электронную запись для прохождения экспертизы, а также представлять электронную проектную документацию. С 1 сентября этого года мы запустили в тестовом режиме новый электронный сервис: заказчик может удаленно через личный кабинет обратиться с заявлением о проведении экспертизы, загрузить документацию и получить заключение в электронном виде. За последние месяцы наша система претерпела значительные изменения, мы продолжаем ее совершенствовать – к 1 января подойдем с программой, улучшенной именно под заказчика.
 
- Проблем с внедрением не будет?
- Успешное внедрение системы зависит не только от нас. Мы эту услугу уже сейчас готовы выполнять. Но возникают сложности у заказчиков. Весь электронный документооборот базируется на усиленной электронной подписи эксперта и заявителя. Не имея такой подписи, невозможно вести документооборот, – а многие участники пока не полностью владеют этим механизмом.
 
- Объясняете?  
-Мы не пугаем заказчиков этим сервисом, а привлекаем их. Проводим бесплатные семинары, создаем обучающие видео. Есть горячая линия, где специалисты отвечают на вопросы. Мы даже оборудовали рабочие места, чтобы на практике показывать, как это работает. И разработали рекомендации по формированию документации. Например, предложили правило «один документ – один файл»: каждый чертеж или текстовый документ должен быть представлен отдельным файлом. Это облегчает работу и заявителям, и экспертам: при обнаружении каких-либо недостатков на доработку возвращаются только отдельные файлы, что существенно экономит время и силы при повторной проверке.
 
- А для чего вообще нужен электронный документооборот?
- Чтобы уже сейчас сократить сроки проведения экспертизы до 30-40 дней, а в перспективе обеспечить возможность одновременной выдачи положительного заключения экспертизы и разрешения на строительство.
 
- Какие еще задачи стоят перед петербургским центром?
- Сейчас самое важное для нас – участие в реализации программы по совершенствованию проектно-сметного дела на региональном уровне, которая ведется под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина. Предусмотрен целый комплекс мероприятий для оптимизации механизмов работы по подготовке проектно-сметной документации и снижению расходов бюджета города. В частности, планируется сформировать перспективные среднесрочные и долгосрочные планы подготовки проектно-сметной документации и выполнения строительно-монтажных работ.
Кроме того, необходимо обеспечить комплексный подход к выполнению проектно-изыскательских работ и вернуть технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов.
Одна из задач – создать реестр типовых проектов – напрямую поручена Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга и Центру государственной экспертизы.  
На сегодняшний день мы приступили к наполнению реестра. По поручению курирующего вице-губернатора осуществлен сбор отзывов от администраций районов Санкт-Петербурга об эксплуатируемых социальных объектах. Информация районных администраций учитывается при формировании реестра.
При нашем учреждении создан Нормативно-технический совет, в который вошли представители 15 профильных исполнительных органов власти и организаций строительного комплекса Санкт-Петербурга – то есть решение о внесении объекта в реестр принимает не одна организация, а группа профессионалов. По результатам двух заседаний строгий отбор прошли 14 объектов капстроительства.  
Также решаются задачи по формированию актуальной базы инженерных изысканий, актуализации стоимости проектно-изыскательских работ, подготовки рекомендаций по снижению сметной стоимости объектов капитального строительства, энергоэффективности, применению новых материалов и технологий, импортозамещению.  
 
- Какими вы видите перспективы рынка?
- Вектор развития экспертизы проектов – это сфера информационных технологий. Проектирование, проверка, реализация – все будет вестись на электронной основе. Мы исходим из того, что к 2019 году в стране может стать обязательным проектирование на основе применения технологий информационного моделирования (BIM). У нас есть специалисты, которые могут работать с документацией на основе BIM-технологий, и мы готовы сами выстраивать технологическую цепочку для создания регламента такой экспертизы.  
Сегодня мы решаем задачу по синхронизации работы с информационными моделями посредством модернизированного электронного сервиса учреждения.
Мы стараемся быть максимально эффективными, чтобы заказчик мог получать качественные государственные услуги в комфортной среде. Новые технологии должны расширять возможности заказчиков.