Высылаем налог по почте

Правительство РФ намерено в ближайшие месяцы прописать в законодательстве механизм взимания налогов с зарубежных интернет–магазинов. Пострадать в этой ситуации могут далеко не одни только иностранцы.

Правительство РФ планирует до конца 2016 года выработать механизм введения НДС–регистрации для зарубежных интернет–торговцев — суть в том, чтобы заставить их платить НДС по месту получения выручки и прибыли. Об этом заявил в октябре вице–премьер Аркадий Дворкович на съезде "Деловой России". Законопроект планируется внести в Госдуму весной.
Меры госрегулирования трансграничной торговли в России обсуждаются последние 5 лет. ФТС и Минфин предлагали снизить порог беспошлинного ввоза (например, заставить покупателей платить налог за товары от 150 евро вместо товаров от 1 тыс. евро, как сейчас) по примеру Белоруссии, в Минэкономразвития и Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) настаивали на НДС–регистрации зарубежных игроков.
В итоге поддержку получила как раз эта идея — "налог на Alibaba" (китайская Alibaba Group владеет торговой площадкой AliExpress, крайне популярной у российских покупателей). Инициатива вводится по аналогии с принятым в июне "налогом на Google", согласно которому иностранные компании, торгующие через Интернет электронным контентом, с 2017 года будут обязаны платить НДС и регистрироваться в реестре ФНС.
"Налог на Alibaba" уже получил поддержку в профильных министерствах. Участники АКИТ — среди них "М.видео", "Эльдорадо", Ozon, Lamoda — даже пригрозили перейти на офшорную модель работы с созданием инфраструктуры за пределами России, если условия ведения бизнеса, в частности налогообложения, не будут выравнены для онлайн–магазинов РФ и их иностранных конкурентов. Эту инициативу поддержали в "Евросети".

Как в Британии

АКИТ, голосуя за НДС–регистрацию, апеллирует к системе налоговых сборов в Великобритании. Согласно концепции АКИТ, иностранные интернет–магазины должны стать на налоговый учет, если их выручка за последние 3 месяца превышает 2 млн рублей, ИНН они могут получить дистанционно, а НДС будут платить с каждой поставки. Мера коснется тех продавцов, которые захотят пройти НДС–регистрацию. Для других торговцев будет работать "красный коридор": такие посылки будут проходить тщательный досмотр и с каждой будет взиматься пошлина и таможенный сбор. Причем пошлину или НДС при получении будет платить получатель.
В АКИТ отмечают, что покупатель имеет потом право потребовать возврат НДС у того государства, где он приобрел товар, — по аналогии с возвратом денег по системе Tax Free.
В "Юлмарте" считают, что такие равные условия для онлайн–ретейлеров не только не ограничат рост рынка, но, наоборот, ускорят его, резко увеличат инвестиции в сектор, эти деньги на 100% останутся внутри страны, будут потрачены на развитие инфраструктуры и логистики.
"Зарубежные игроки, я думаю, не захотят терять гигантский российский рынок, — отмечает первый заместитель главы сети "220 вольт" Леонид Довладбегян, — и примут меры, чтобы совершенно легально ввозить в Россию товары, откроют здесь склады, начнут вкладываться в инфраструктуру, создадут рабочие места и так далее".

Игра в баланс

В Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) отмечают, что остается слишком много вопросов. Так, у НАДТ вызывает сомнение требование получить регистрацию для зарубежных торговцев: "На AliExpress свыше 2,8 млн продавцов, на eBay — 5 млн, каким образом они встанут на учет в налоговой?" Кроме того, эффективность системы сводится на нет механизмом Tax Free — покупатели в России будут требовать возвращать НДС, в итоге государство потратит огромные суммы на механизм НДС–регистрации, его администрирование, покупатели будут вынуждены совершать дополнительные действия, а бюджет государства не пополнится, а будет в убытке, резюмируют в НАДТ. Там также добавляют, что британский опыт, на который ссылается АКИТ, так и остался неосуществленным (см. комментарии к тексту).
В компании SPSR Express (экспресс–почта и курьерская служба) напоминают, что сегодня трансграничная торговля является мощным стимулом для развития российских интернет–ретейлеров — в части ассортимента, сервиса, ценовой политики.
Ранее против НДС–регистрации выступил государственный Российский экспортный центр (РЭЦ) заявивший, что Alibaba, JD.com, Amazon и другие глобальные игроки могут принять зеркальные меры по повышению расходов российских экспортеров, что существенно сократит шансы на расширение экспорта. В РЭЦ подчеркнули, что сбалансировать внешнюю торговлю можно лишь за счет наращивания экспорта, а не за счет ограничения импорта.
Механизм НДС–регистрации очень прост и понятен. Он прописан в плане BEPS, который ратифицировала Россия и подписали еще 74 страны как самый главный и правильный метод здоровой конкуренции между местными и иностранными интернет–магазинами. Своей основной задачей мы всегда видели защиту российского интернет–ретейла, поэтому те трудности, с которыми столкнутся наши зарубежные конкуренты, волнуют нас в меньшей степени. Они, со своей стороны, могут снизить цены, потребовать от своего государства компенсации НДС и ввозных пошлин и принять любые меры для того, чтобы быть конкурентоспособными.
Алексей Федоров
президент Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ)
Я не верю, что НДС–регистрацию все же введут. Об этом говорят уже 5 лет. Эта схема появится только тогда, когда у государства будет достаточно денег в бюджете: НДС–регистрация подразумевает огромный бюджет на администрирование этой нормы, это колоссальный документооборот, расширение штата таможни и ФНС. Зачем государству платить за спокойствие наших офлайн–ретейлеров, которые пока не могут конкурировать с трансграничной торговлей? Что же до опыта Великобритании, на который ссылаются в АКИТ, эта идея разрабатывалась в правительстве Дэвида Кэмерона, но не была реализована после Brexit и ухода в отставку кабмина.
Александр Иванов
глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ)