Смутная память

Россия. В Орле открыли памятник Ивану Грозному, в Москве установили монумент князя Владимира. В воздухе витают слухи о необходимости памятника Путину в Крыму.

Евгений киселев echo.msk.ru / blog / kiselev

Памятники ведь ставят не тем, кто на них изображен. Гораздо чаще монумент воздвигают для того, чтобы прославить эпоху, когда это случилось, или того властителя, который озаботился установкой памятника. Как правило, для укрепления собственной легитимности.

Александр горный echo.msk.ru / blog / amountain

Волна установки памятников захлестнула Россию. То Ивану Грозному, то Владимиру. Не отстает и Крым… Но вот отдельный вопрос про памятник Путину. Еще раз задаю вопрос: ЗАЧЕМ?..
Наш президент жив и здоров, регулярно приезжает в Крым. Рано ему еще памятники ставить. Уверен, что для Путина гораздо важнее увидеть реальные результаты от всей этой чиновничьей и депутатской крымской братии…
Надеюсь, Владимир Путин мягко порекомендует не делать этого. Не надо делать культ Путина!

Леонид гозман echo.msk.ru / blog / leonid_gozman

Памятник не царю Ивану, а образу этого царя. Это памятник самовластию и произволу, примату государя и государства над человеком, памятник жестокости и презрения к любому писаному и неписаному закону…

Dmitry Gudkov facebook.com / dgudkov

Великому князю киевскому Владимиру Владимировичу поставили памятник. Киевнаш. Будет вскоре что перековывать на орала и сдавать в металлолом. Грозные, Сталины, Владимиры: наше будущее теперь только в прошлом…

Alexey Durnovo facebook.com / alexey.durnovo

Феномен заключается в следующем: Иван Грозный, бравший Казань, Астрахань и Сибирь, был первым московским правителем, который ввязался с Западом в настоящий и длительный конфликт. Конфликт называется Ливонская война. Запад в нем представляли Швеция и Польша с Великим княжеством Литовским, трансформировавшимися в Речь Посполитую. Итогом этой войны стало полное поражение Московского царства, потеря выхода к морю, разорение государства и массовое бегство населения из северо–западных областей. Молодое государство, только отметившее столетие своей независимости, превратилось в захолустье в полном смысле этого слова и было отброшено в своем развитии на те же 100 лет назад. Собственно, весь XVII век Россия расхлебывала последствия Ливонской войны.
Впрочем, у нас историю учат по песням "Любэ" и фильму "Иван Васильевич меняет профессию", а про Ливонскую войну позволительно не знать. Ну зачем? Только расстраиваться.
Заметьте, про опричнину я вообще молчу.

Илья Нахмансон facebook.com / Илья Нахмансон

Ана Нобелевскую премию мира уже совсем никак Ивана Грозного не выдвинуть? Обидно…

Denis Soloviev–Friedmann facebook.com / gippius /

Ивану Грозному, самодержцу–отцу–родному, памятник поставили. Очередь за учителем русского языка и литературы Чикатилло, великим педагогом–гуманистом.

Maxim Kantor facebook.com / maxim.kantor.3

Лучшим памятником Ивану Грозному будет кол, который следует установить на Лубянке, на том самом дзержинском месте.
Следуя заветам русского царя–изверга, на этот кол надлежит сажать русофобов — дабы предатели, сидя на колу, пели осанну Русской империи. Иван завещал кровопийство потомкам — и был услышан.
Площадь, украшенная таким памятником, станет сакральным местом паломничества подлинных патриотов.

Kirill Rogov facebook.com / kirill.rogov.39

Тут все очень просто и очень поучительно. В мифологии русского консерватизма (на самом деле это псевдоконсерватизм, это другое) есть негативный миф русской истории — смута — и позитивный миф — жесткий царь–централизатор, который пусть жестоко, но искореняет смуту и отводит от России эту главную беду. Ну и Иван Грозный — это как бы экстремальный, но и самый главный образец актора позитивного мифа. На самом–то деле все было наоборот…
Смута — прямое дело рук Ивана Грозного. И это один из главных, фундаментальных фактов всей русской истории. И пока принято считать наоборот, она будет продолжаться.

Tatiana Narbut–kondratieva facebook.com / tatiana.narbutkondratieva

Потом сопоставимого злодея осудила его же родная коммунистическая партия. А теперь они утверждают, что им дорог и ссср, и Российская империя, то есть врут, как обычно. Кроме власти, убийств, грабежей и абсолютного бесправия населения ничего им не нужно. А бедным туземцам даже стеклянных бус не перепадет.

Антон Зимин facebook.com / anzimine

Памятники ставить надо. Беда, что памятники отражают превратное представление государства об истории. Хотя художник может что–то сделать даже в таких условиях. Вспомните памятник Николаю Палкину в Питере, который даже большевики решили не сносить. В назидание.

Neopyatnaya neopytnaya.livejournal.com

Какие–то странные рассуждения я слышу. В духе: давайте поставим памятник не тому, а вот этому. Товарищи, памятники — это вообще какой–то устаревший и совершенно неживой формат. Они же не вызывают эмоций. Тем более те, что ставятся у нас. Какие–то бессмысленные каменные изваяния в духе "Кто ж его посадит! Он же памятник!". Нужны совсем другие интерактивные форматы памяти либо более талантливые художники.

Лев Рубинштейн facebook.com / Лев Рубинштейн

Попробуйте представить себе, что вы ничего, ну просто совсем ничего не знаете о царе Иване Четвертом по прозвищу Грозный. Что вы совсем ничего не знаете о трудах и днях этого славного мужа и даже никогда не слышали его имени.
Представили? Хорошо.
А теперь просто посмотрите на лица тех, кто открывает ему памятник в одном из российских городов. Посмотрели? Внимательно? Очень хорошо.
Поздравляю вас: теперь вы знаете об Иване Грозном ВСЁ.

Александр Тимофеевский facebook.com / timofeevsky

Святитель Московский, митрополит Филипп, почитаемый православными со дня своей гибели, был умучен царем Иваном — обвинен в колдовстве, извергнут из сана и изгнан прочь. В Успенском соборе любимец царя "с девичьей улыбкой, с змеиной душой, отвергнутый Богом Басманов" облачил его в драное монашеское тряпье и отправил навечно в монастырь, под арест, где его заковали в кандалы, а вскоре удушили подушкой.
Если дуэль выиграл Дантес, почему памятник стоит Пушкину? В истории Ивана Грозного и митрополита Филиппа этот недочет исправлен. Дуэль выиграл Дантес, и памятник ему воздвигли.

Кирилл Шулика facebook.com / kirill.shulika

Вообще на постсоветском пространстве с памятниками откровенная печаль. Чтобы получить памятник, надо кого–то убить, это не только наша государственная идеология. А ведь по сути это идеология разрушения.Была бы идеология созидания, ставили бы памятники митрополиту Филиппу, который боролся с опричниной, или выдающимся физиологам Павлову и Мечникову, физику Капице, конструктору Королеву… Это первое, что пришло в голову. Они внесли куда больший вклад в укрепление государства… А у нас ядерный пепел, поэтому нужно военно–патриотическое.

Олег козырев olegkozyrev.ru / 2016 / 10 / 17 / pamyat

ВРоссии все лечится памятниками.Проблемы в медицине? Срочно ставьте памятник Пирогову. И лучше в Крыму.Пенсии заморожены? Срочно высекайте стометровую статую Василия Блаженного.Криминал везде? Малюте Скуратову в полный рост с конем и собачьей головой…Пусть на каждом шагу будут памятники. Прямо с цветами. С оградками…Чтобы, может быть, дошло, во что на самом деле превратилась страна. В кладбище. Ведь только на кладбище не думают о живых.