Некрасивые 2016

Впервые антирейтинг зданий, которые, по мнению ведущих российских архитекторов, хуже всего сказались на облике Петербурга, "ДП" составил в 2010 году, и по сути он подвел итоги времени правления Валентины Матвиенко, которая вскоре отправилась в Москву на повышение. В 2013 году в список попали постройки, с появлением которых Петербург не стал красивее уже при новом градоначальнике Георгии Полтавченко. И вот новый антирейтинг.

Основные принципы составления антирейтинга не изменились: зодчие (см. "Участники опроса") перечисляли самые некрасивые новостройки последних лет на условиях анонимности. Этот принцип хорошо объясним: публичная критика за пределами Градсовета в архитектурной среде Петербурга не принята. А так можно говорить свободно, а значит — объективно. К тому же это та область, которую рассудит время, любят повторять зодчие. Примеры Дома Зингера и Елисеевского магазина, которые современники восприняли с громкой критикой, а теперь без них не представить Невский проспект, всем понятны и уже набили оскомину.
При этом участники опроса зачастую высказывались более чем нелицеприятно. "Честно говоря, вы меня расстроили, я и не знал, что столько дерьма строится в городе", — рубит наотмашь руководитель известного архитектурного бюро, посмотрев список построенных в Петербурге за 3 года зданий. "Я бы, конечно, просто всем поставил минус, выбрать всего три сложновато", — вторил ему коллега. "Вообще–то к перечню из трех неудачных построек можно смело добавить еще пять–семь, одна другой хуже", — соглашается третий архитектор.
Безусловно, антирейтинг — не полномасштабное исследование, но некий срез мнений архитекторов, который может оказаться важным и для профессионального сообщества. Как и в прошлые разы, не все эксперты согласились участвовать в опросе. Так, например, Владимир Григорьев, поменяв статус руководителя архитектурного бюро (автор "Галереи") на должность главного архитектора Петербурга, на этот раз в опросе решил не участвовать, однако передал через своего пресс–секретаря, что заинтересован увидеть его результаты.
Как показывает практика, каждый раз у антирейтинга есть свой "фаворит". В 2010 году им стал жилой комплекс "Монблан" на Пироговской наб., а спустя 3 года с большим отрывом первенствовала вторая сцена Мариинского театра. Безусловным лидером антирейтинга в этот раз стал бизнес–центр компании "Лукойл" на Аптекарской наб. И, кстати, если в свое время против Мариинки–2 высказывались и архитекторы, и общественность, то в отношении дворца "Лукойла" мнения могут разойтись — "народ, как известно, классику любит". К тому же, глядя на это здание, просто прохожий может и вовсе подумать, что оно стоит здесь уже сотню лет.
Такой подход в строительстве зданий — с использованием элементов стилей прошлых веков — может быть ответом заказчиков–застройщиков на критику градозащитников. В антирейтинг попали объекты как будто со слоганом "построены в петербургском стиле". Что это за стиль такой — не так важно, главное — не вызвать недовольства ни горожан, ни городского начальства — тут уж не до смелых экспериментов современной архитектуры. Среди построек этой серии — бизнес–центр, воздвигнутый на месте касс БКЗ "Октябрьский", кинотеатр "Великан" в Александровском саду, "Дом на Дворянской" и другие.
"Я уже не могу слушать градозащитников, когда господин Сокуров называет нас волчьей стаей… Нельзя так относиться к профессиональному сообществу, — рассказал один из архитекторов. — При этом никто не говорит о застройщиках. Я бы составил рейтинг застройщиков, которые больше всех набезобразничали в городе, застраивая любое местечко всякой дрянью". Возмущение архитекторов вызывает и безликая массовая застройка. За 3 года в Петербурге и пригородных районах Ленобласти введено в эксплуатацию более 10 млн м2 жилой недвижимости, и в большинстве своем она не отвечает представлениям архитекторов о прекрасном. В наш антирейтинг попал, например, ЖК "София" на Южном шоссе у парка Интернационалистов, но на самом деле таких "софий" по всему городу множество — принцип покрасить фасады в разные цвета и тогда комплекс станет "поживее" и "поуютнее", к сожалению, главенствует. "Я бы всему современному жилью поставил минус — изготовление трущоб не требует оценки. Дискуссия должна быть не на уровне "нравится — не нравится" — откуда я знаю, может быть, через 10 или 100 лет скажут, что это шедевр, — говорить надо в целом о том, что все массовое жилье — это катастрофа для города", — возмущается руководитель архитектурной студии.
Чтобы уравновесить картину, в этот раз мы выяснили у зодчих, какие городские здания оказались удачными. Абсолютных лидеров два, оба построены в центре города, но не только вписались в среду, но даже улучшили ее — Новая сцена Александринского театра на наб. реки Фонтанки и жилой комплекс с БЦ в Ковенском пер., 5. Также приглянутся архитекторам небольшой дом на Малом пр. В.О. — как и Новая сцена, это проект мастерской "Земцов, Кондиайн и партнеры". Кстати, Юрий Земцов участвовал в создании торгового комплекса "Невский центр", больше известного как здание универмага Stockmann и признанного еще при Валентине Матвиенко одной из градостроительных ошибок.