Торговцев и рекламу гонят от ворот

Городские власти готовятся ограничить наружную рекламу и торговлю в двухкилометровой зоне от стадиона на Крестовском острове из–за требований FIFA перед Кубком конфедераций и чемпионатом мира.

УРоссии, как у страны, которая принимает Кубок конфедераций 2017 года и чемпионат мира по футболу 2018 года, есть обязательства по защите бренда и символики FIFA. В Петербурге состоятся матчи обоих турниров, и в Смольном уже начали готовиться не только к проведению соревнований, но и к усиленному контролю за рекламой и торговыми точками.

Два километра ограничений

Главное требование FIFA — за месяц до начала турнира в двухкилометровой зоне от футбольного стадиона и в 100 метрах от фан–зоны не должно быть наружной рекламы. Это требование закреплено в федеральном законе №108 "О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года". В Петербурге в защитную двухкилометровую зону от нового футбольного стадиона попадает половина Крестовского острова и часть Приморского и Василеостровского районов. Фан–зону чемпионата мира планируется разместить на Конюшенной площади.
Кубок конфедераций пройдет с 17 июня по 2 июля 2017 года, чемпионат мира — с 14 июня по 15 июля 2018 года. Первые ограничения начнут действовать с 17 мая следующего года.
По данным ГУП "Городской центр размещения рекламы" (ГЦРР), под запрет попадают 120 рекламных щитов, в основном это билборды размером 3х6 м. Названия компаний, которым принадлежат эти конструкции, в ГЦРР не афишируют, поскольку в ноябре комитет по печати планирует объявить новые торги на право размещения рекламы. Выполнять условия FIFA придется его победителям.
"Речь не идет о том, чтобы демонтировать на 2 месяца рекламные конструкции, а о том, чтобы на время чемпионата не было коммерческой загрузки, — пояснил президент Ассоциации операторов наружной рекламы, генеральный директор ГК "Постер" Кирил Опарин. Он считает, что больших финансовых потерь от простоя можно будет избежать, если операторам удастся договориться о размещении рекламы в двухкилометровой зоне с партнерами FIFA и официальными спонсорами этих соревнований.
Статус партнеров FIFA имеют Adidas, Coca–Cola, Wanda, "Газпром", Hyundai, Kia, Visa, спонсорами являются Bud и MсDonald’s, континентальным спонсором выступает Альфа–Банк.
"Главный вопрос в данном случае, что считать рекламной, а что информационной конструкцией", — говорит Наталья Плошкина, начальник отдела управления договорными отношениями ГЦРР.
По ее словам, вывески с указанием названия компании и ее товарного знака на здании, которое она занимает, демонтировать на время чемпионата не придется. При этом под запрет попадают информационные указатели на столбах, где указано расстояние до ближайшего магазина или банка. Мониторинг, проведенный специалистами ГЦРР, показал, что их особенно много в районе ул. Савушкина.
В ноябре в Петербург приедет комиссия FIFA, которая будет проверять соблюдение этих требований. Наталья Плошкина говорит, что компании, которые не захотят добровольно снять рекламу и указатели, ожидают крупные штрафы, до 5 млн рублей.

Особое разрешение на торговлю

Закон накладывает ограничения и на торговлю. В нем сказано, что в дни проведения этих спортивных соревнований торговая деятельность в радиусе 2 км вокруг стадионов может осуществляться только с официального письменного согласия FIFA.
В зону отчуждения вокруг стадиона на Крестовском попадают несколько гипермаркеров (см. схему), торговые комплексы "Питерлэнд" и "Атлантик–сити" и десятки более мелких магазинов. Как пояснила Наталья Плошкина, на время проведения чемпионата им придется отказаться от наружной рекламы акций и скидок в этих торговых точках. Небольшим магазинам предстоит очистить свои витрины от любых упоминаний брендов.
В сложную ситуацию попадают дилеры марок, которые не являются официальными партнерами FIFA (это Hyundai и Kia). Дело в том, что в двухкилометровую зону попадает несколько автосалонов других брендов Renault, Subaru и пр.
В сетях "О’Кей" и Х5 Retail Group сообщили, что пока их не уведомляли о готовящихся ограничениях торговли рядом со стадионом из–за проведения Кубка конфедераций и чемпионата мира.
Впрочем, диалог с чиновниками по подготовке к соревнованиям ведется, в Х5 Retail Group сообщили, что договорились с комитетом по развитию транспортной инфраструктуры и Городским центром управления парковками о предоставлении парковки гипермаркета "Карусель" на ул. Савушкина для автобусов с болельщиками.
"Уведомлений мы не получали. Мы планируем связаться с организационным комитетом "Россия–2018" и подать соответствующую заявку в ближайшее время", — сообщили в пресс–службе ТРЦ "Питерлэнд". В компании рассчитывают, что получение разрешений будет выполняться в облегченном режиме.

Малому бизнесу придется туго

Самые серьезные ограничения ожидают нестационарную и сезонную торговлю. В следующем году комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка не будет выдавать разрешения на торговлю в двухкилометровой зоне от стадиона. В первую очередь от этого пострадают торговцы в Приморском парке Победы на Крестовском острове.
Вполне вероятно, что компаний, которым придется закрыться или отказаться от рекламы на время чемпионата, будет значительно больше.
Дело в том, что в законе есть еще одно требование — ограничения для размещения наружной рекламы вводятся вдоль протокольных маршрутов Кубка конфедераций и ЧМ. Они пока официально не утверждены, рассматривается несколько вариантов — из аэропорта Пулково или от Московского вокзала до стадиона на Крестовском острове.