"Россия зовет". Людей с деньгами

Инвестиций в экономику РФ придется подождать еще как минимум год, оптимистично заявляют в правительстве.

На VIII инвестиционном форуме "ВТБ Капитала" "Россия зовет!", который проходит на этой неделе в Москве, глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил, что единственно возможная модель роста экономики в России в нынешних условиях — это инвестиционный рост, свободный от ограничений, которые накладывают ухудшающиеся условия на потребительском рынке, в государственном спросе и в чистом экспорте. Ресурс для инвестиционного роста, сбережения граждан и компаний, по оценке Улюкаева, в стране есть. Но эти сбережения не трансформируются в инвестиции, и в этом главная проблема. Она была и в тучные годы, осталась и сейчас.
О том, что субъекты экономики предпочитают сберегать, а не тратить, можно судить по продолжающемуся спаду розничного товарооборота (по итогам 2016 года ожидается уменьшение этого показателя на 5% в реальном выражении) и низкой кредитной активности в стране. По словам министра, его ведомство ожидает перехода к положительным темпам роста ВВП уже в IV квартале 2016 года, а роста инвестиционной активности — во второй половине 2017 года.

Туманное будущее

По данным ЦБ РФ, инвестиции в основной капитал в России в 2015 году сократились на 8,4% по сравнению с 2014 годом. В 2014 году инвестиции снизились на 1,5% по сравнению с 2013 годом. А в III квартале 2016 года инвестиции в основной капитал сократились на 2,5–3,5% к соответствующему периоду предыдущего года, оценивал в сентябре ЦБ. Главным препятствием для инвестиций Улюкаев назвал неопределенность ближайшего экономического будущего и невозможность сформировать правильную экономическую модель в этой ситуации, то есть спрогнозировать будущие денежные потоки и риски. Задача правительства в этих условиях — дать гарантии бизнесу, что риски будут снижаться. Тогда инвестиции придут, потому что все условия для них есть. Цена на российские активы крайне низкая. К примеру, наши нефтегазовые компании оцениваются вдвое дешевле зарубежных аналогов в пересчете на баррель разведанных запасов или на доллар операционной прибыли. Кроме того, после глубокой девальвации рубля труд российских работников стал оцениваться гораздо дешевле, чем даже в других развивающихся странах. Это увеличивает возврат на капитал.
Как считает Алексей Улюкаев, интерес инвесторов к России достаточно высок. Об этом свидетельствует и высокий интерес представителей иностранного бизнеса к международным экономическим форумам в Петербурге и Владивостоке. Немало иностранных инвесторов приехало и на стартовавший сегодня в Москве форум "Россия зовет!". А в понедельник, рассказал Улюкаев, в Москве состоится консультативный совет по иностранным инвестициям, где ожидается аншлаг: его посетят 42 первых лица крупнейших компаний мира, которые инвестировали в Россию в общей сложности $170 млрд. "Их привлекает Россия, потому что действительно активы у нас неплохие, а стоят они довольно дешево", — уверен министр.

Вера в облигации

Речь идет о продаже российских государственных евробондов 22 сентября 2016 года на $1,25 млрд. По данным Минфина, на долю инвесторов из США пришлось 53% проданных бумаг, Европы — 43%, Азии — 4%. Доходность облигаций по итогам аукциона составила 3,9% годовых.
По мнению главы ВТБ, такое успешное размещение говорит о том, что инвесторы хорошо оценивают макроэкономическую политику России, верят в надежность наших обязательств и рады относительно высокой доходности. "Мы не предлагаем инвесторам отрицательную доходность, нам это кажется неприличным", — съехидничал Андрей Костин, намекая на то, что во многих европейских странах доходность государственных облигаций опустилась ниже нуля не только на вторичных торгах, но и на первичных аукционах. То есть инвесторы при размещении покупают бумаги, по которым при погашении получат меньше, чем вложили.

Нужна другая модель

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина поспорила с распространенным мнением, что для подъема инвестиционной активности и экономического роста необходимо быстрое снижение ключевой ставки. Она заявила, что, несмотря на более чем двукратное снижение инфляции (с 15,7% в годовом исчислении в сентябре 2015 года до 6,4% сейчас), ЦБ РФ не собирается быстро снижать ключевую ставку. За год он провел только два снижения, в общей сложности на 1% годовых. Сейчас ставка составляет 10% годовых. По словам Набиуллиной, 6,4% — это низкая инфляция только по нашим, российским, меркам. А по мировым стандартам она достаточно высока. "Инфляция 6–7% была нормальной в середине 2000–х годов, когда экономический рост в России был основан на росте мировых цен на нефть, — констатировала она. — Сейчас нужна другая экономическая модель, это всем очевидно. Эта модель должна быть инвестиционной. А для инвестиций нужен уровень инфляции 4% и ниже. Это тот уровень, когда инвесторы и домохозяйства не думают об инфляции как о существенном факторе, который может повлиять на их планы". Сама низкая инфляция не создает экономический рост, полагает глава ЦБ. Но ее снижение — это необходимое условие для инвестиций. Кроме того, нужны еще структурные реформы и правильный баланс между потреблением и сбережениями: потребление должно расти не быстрее номинальных доходов, чтобы в экономике не создавались пузыри.
А чтобы стимулировать сбережение, в экономике должны быть положительные реальные ставки (ставки на долговом рынке должны превышать инфляцию). "Наша денежно–кредитная политика будет направлена на поддержание реальных ставок на уровне, достаточном для снижения инфляции", — предупредила Эльвира Набиуллина.