В России заработал аналог системы "Платон" для морских контейнерных перевозок

Автор фото: Photoxpress

С 1 октября в стране заработал аналог системы "Платон" для морских контейнерных перевозок. Новая система дает сбои и усложняет таможенное оформление товаров. Поэтому участники рынка опасаются оттока грузов из портов Петербурга в Прибалтику и Финляндию.

С 1 октября участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предстоит предварительно информировать таможенников через портал "Морской порт" о ввозимых в Россию по морю товарах. Соответствующее распоряжение подписал в конце сентября глава правительства России Дмитрий Медведев. Сначала новшество сделают обязательным в порту Владивостока, а в Новороссийске и Петербурге — в виде эксперимента.
Участники ВЭД опасаются, что из–за этого нововведения у импортеров увеличатся накладные расходы, связанные с таможенным оформлением грузов. И в конечном итоге это может привести к оттоку контейнерных грузов из порта Санкт–Петербург в Прибалтику и Финляндию, где власти стремятся упростить бюрократические процедуры.

Риск конфискации товара

Портал "Морской порт", на разработку которого Федеральная таможенная служба в течение 5 лет потратила из бюджета 48 млн рублей, содержит большое количество недоработок — участники ВЭД сделали более 180 замечаний.
Кроме того, новая система требует предоставлять непомерный объем дополнительной информации для таможни: помимо номенклатуры товара, веса, стоимости приходится вводить много других параметров груза.
Всю эту информацию, по правилам Таможенного союза, должен вводить перевозчик или лицо, им уполномоченное. Вот здесь и возникнут первые сложности: у морских перевозчиков нет требуемых таможней кодов товарной номенклатуры ВЭД и значений таможенной стоимости товаров, находящихся внутри перевозимых контейнеров.
"У них и быть не может этих данных. Где они их будут брать? Придумывать? — недоумевает Руслан Кисс, генеральный директор компании "Русский логистический провайдер". — Перевозчик принимает товар в закрытом контейнере, он не может заглянуть внутрь, даже чтобы проверить, действительно ли в контейнере находится товар, указанный в документах".
И тут возникают риски искажения информации. Уже есть примеры, когда из–за ошибок, допущенных перевозчиком при заполнении таможенной декларации, грузополучатели (импортеры) лишались товара — таможня его конфисковывала. А теперь, по мнению Руслана Кисса, таких историй станет больше. Велика вероятность, что из–за возникающих сложностей грузоотправители начнут направлять контейнеры до Котки, а оттуда контейнеры будут ввозить в Россию на грузовиках, не исключают участники ВЭД.

Портал сам по себе

Проблем и неприятных последствий передачи информации можно было бы избежать. Все необходимые таможне данные есть у грузовладельцев и экспедиторов. Но они не могут передавать информацию через систему "Морской порт", а им следовало бы предоставить такую возможность, отмечают участники ВЭД. По их мнению, эта система не учитывает особенностей логистических бизнес–процессов — портал сам по себе, а бизнес сам по себе.
Например, океанский контейнеровоз привозит груз в порт Роттердама, там судно разгружают за 6–8 часов. Часть контейнеров, направляющихся в Россию, перегружают на фидерные суда — они за сутки–двое доставляют груз в порт Петербурга. Этого времени, по словам импортеров, недостаточно, чтобы участники процесса (экспедитор, судоходная линия, ее агент, грузоотправитель) успели обменяться информацией, сверить все данные и обновить сведения в портале. Может получиться и так, что часть контейнеров пойдет в Россию на одном судне, а остальные — на следующем.
А в случае если судно заходит на несколько терминалов, возникают и вовсе непреодолимые сложности. "Если часть грузов выгружается, например, в Усть–Луге, а часть — в Бронке, то предварительная информация поступает только в Усть–Лугу, а в Бронку не поступает, — возмущается один из участников ВЭД. — Более того, информация, поданная на один из таможенных постов в петербургском порту, недоступна для сотрудников других таможенных постов".

Бенефициары системы

Вся эта система на руку посредникам, для которых чем больше трудностей у грузовладельца, тем лучше, предположил один из импортеров. Вероятно, поэтому "Морской порт" активно поддерживают ассоциации, объединяющие различных таможенных посредников, которые остро нуждаются в подработке, ведь их основной бизнес рушится на глазах из–за падения импорта.
"Судите сами: таможня вводит некую неотработанную технологию — непонятно для чего. Но эта технология создает трудности грузовладельцу, и если он не выполнит определенные требования, то его груз подвергнется дополнительным мерам контроля со стороны таможни. Отличное антикризисное решение! Теперь, чтобы груз не попал под необоснованные дополнительные меры контроля (а это время и деньги), приходится обращаться к посредникам, а те и рады стараться!" — объясняет собеседник "ДП".
В компании "Аривист" (таможенный брокер) подтвердили, что риск увеличения расходов на таможенное оформление грузов, безусловно, есть. "Перевозчики в данном случае даже могут быть в финансовом выигрыше, так как все расходы, связанные с грузовыми операциями в порту, они перевыставляют участникам ВЭД со своей комиссией", — добавляют в "Аривисте".

Сначала работать не будет

Такое впечатление, что всю эту систему запускают лишь для того, чтобы у Счетной палаты не возникло вопросов к Федеральной таможенной службе по поводу расходования бюджетных средств, предполагают некоторые участники ВЭД.
"Из опыта других подобных новаций мы знаем, что через 3 месяца эксперимент по внедрению этого продукта признают успешным и предварительное информирование станет обязательным. А все недоработки "Морского порта" останутся", — предполагает Руслан Кисс.
По его мнению, автоматизировать таможню, конечно, нужно, но надо делать единый программный продукт, как единое окно, куда можно было бы подавать в электронном виде все документы: для таможни, санитарно–эпидемиологической службы РФ, фитосанитарного надзора, Роспотребнадзора, Россельхознадзора и т. п. Всего, чтобы ввезти товар в Россию, необходимо пройти 14 (!) надзорных органов, и у большинства из них (кроме таможни) документооборот бумажный. А значит, новая программа не повысит эффективность госорганов, а, наоборот, усложнит их работу.
У таможенников появится на столе еще один компьютер с программой, в который им придется залезать еще для одной сверки документов.
В компании "Мультитранспорт" заявили, что пока еще не оформляли декларации по новой системе. "Но можно наверняка сказать, что сначала эта система не будет работать. То есть люди будут пытаться ввести данные в электронную систему, а это будет невозможно. Так бывает всегда, когда таможня вводит какие–то новшества. Но потом все наладится", — верят в "Мультитранспорте".
Портал "Морской порт" — это первая попытка создания единого электронного окна в порту. Поэтому для подачи предварительной информации на грузы он неудобен. Но информацию можно подавать также через личный кабинет участника ВЭД на сайте Федеральной таможенной службы, через спецпрограмму FILL BILL, другие программные комплексы для электронного декларирования. Если на момент прихода груза информация на него не подана, таможня применит к нему какую–либо форму контроля: наблюдение, осмотр, досмотр товаров. Говорить о риске потери груза некорректно.
Евгений Кошкаров
вице–президент ГК "Аривист"
Если довести портал до ума, все вздохнут с облегчением: исчезнут бумажные документы, появятся KPI по срокам предварительного выпуска, рискам и т. д. Основные сложности, с которыми сталкиваются морские перевозчики уже сейчас, — отсутствие универсальных конвертеров, преобразующих данные от перевозчиков в таможенную систему. Ручной метод обработки и ввода данных — главная проблема в работе новой системы. Мы готовы участвовать в ее корректировке и агитировать бизнес за участие в доработке проекта.
Ирина Капитанова
заместитель генерального директора ООО "Балтика–Транс"