Кандинский и зыряне

 

Последняя большая ретроспектива Василия Кандинского была у нас в 1989–м. Вместе с выставками Филонова и Малевича она стала одной из эмблем перестройки. Наконец к героям авангарда, известным во всем мире, но забытым в СССР, пришла слава и на родине. Кандинского между тем не так просто причислить к русским художникам. Свою творческую карьеру он начинал в Мюнхене, знаменитым авангардистом стал в Германии. Он известен как один из изобретателей абстракции, член группы "Синий всадник", профессор школы Баухауз и живописец, подвергшийся гонениям в нацистский период. Скончался Кандинский не в Забайкалье, а в Нейи–Сюр–Сен, под Парижем. Там и похоронен.
Будучи европейцем по духу, художник дорожил своим русским опытом и при случае любил рассказывать семейное предание о том, что в его роду был бурятский шаман. Свои беспредметные работы он считал претворением искусства русских крестьян. Точнее зырян с Вологодчины, где он побывал еще студентом юридического факультета. Дневник, который он вел во время этой поездки, не так давно был опубликован как важное дополнение к его воспоминаниям. В обоих текстах речь идет о потрясении, пережитом Кандинским во время посещения зырянских изб. Расписные двери и сундуки, вышитые занавески и полотенца открыли будущему абстракционисту искусство как орнаментальное пространство, то есть тот самый беспредметный мир живописи, который он изобретет в 1910–е годы.
Первый зал в Бенуа посвящен народным промыслам Вологодского края, вдохновившим художника на изобретение абстракции. Сходств между росписями туесов и прялок с его композициями действительно немало. В следующем зале для сравнения показаны другие эксперименты с народным искусством, характерные для рубежа веков, например холсты Рериха. Далее от зала к залу рассказана биография Кандинского как лидера "Синего всадника", одного из отцов абстракционизма и писателя, постоянно рефлексировавшего над творчеством. Для многих знаменитый художник откроется на этой выставке с неожиданной стороны. Знатокам же в ней, наверное, недостает ответа на вопрос: что же это за нездешняя сила зырянского примитива владела Кандинским более полувека?