Российский свет

СПб. Рынок светотехнической продукции для наружного освещения захватили отечественные производители.

По оценкам ГК "АМИРА", рынок оборудования для уличного и магистрального освещения в Петербурге в 2016 году может вырасти до 400–500 млн рублей. "В 2014 году объем рынка сократился в 3 раза по сравнению с показателями 2011–2013 годов. В 2015 году пошла обратная тенденция — он начал расти. Предполагаю, что в 2016 году он даст прирост 10–15%", — ожидает Леонид Максенков, первый заместитель генерального директора СП ЗАО "АМИРА".
Главный заказчик систем уличного освещения, ГУП "Ленсвет", в 2016 году планирует потратить на закупку светотехнического и электротехнического оборудования 127 млн рублей бюджетных средств. Для сравнения: в 2015 году на эти цели было выделено 108 млн рублей.
"В свете масштабных проектов строительства новых объектов и реконструкции улиц мы ожидаем значительный рост в 2017 году", — рассчитывает Анна Лукьянова, директор по маркетингу ГК "САРОС".

Замещение импорта

Основным поставщиком систем наружного освещения для дорог и магистралей различного назначения является ГК "АМИРА", единственный производитель в СЗФО стальных граненых опор и уличных светильников. Свою долю рынка в компании оценивают в 50–60%. Среди других заметных игроков рынка светотехнической продукции для уличного освещения: "Архимет–Апекс", "БЛ ТРЕЙД", "САРОС", "Светлана–Оптоэлектроника", "Световые технологии", Ledel.
Девальвация рубля ускорила процесс импортозамещения в отрасли. "Российские производители, по моему мнению, сейчас занимают около 70–75% рынка уличного освещения. Знание наших нормативов, рынка и актуальности продукции по цене–качеству дает фору местным производителям и проектным организациям", — комментирует Валентин Лобзенко, менеджер направления "Наружное освещение" ООО "МГК "Световые технологии".
"Сегодня петербургские производители готовы полностью заменять импортную светотехническую продукцию на отечественную на более выгодных условиях для заказчика, что и делают очень успешно", — утверждает Анна Лукьянова.
По данным ГУП "Ленсвет", примерно 65% в сетях уличного освещения занимает оборудование и материалы петербургских производителей: "Архимет–Апекс", "АМИРА", Балтийская кабельная компания, "КСК–электро" (марка "Светон"), "Кандела", "Севкабель", ЭРГ, НИИ "ТМ" и др. Также используется оборудование из других регионов: ГУП Республики Мордовия "Лисма" (аналоги импортных ламп), "БЛ ТРЕЙД" (светодиодные светильники) и "Опора Инжиниринг" (опоры освещения).
"Российское оборудование в сетях уличного освещения Петербурга на 100% вытеснило импортную продукцию. Однако вопросы закупки импортных комплектующих для текущей эксплуатации до конца не решены, так как в составе отечественной продукции около 20% импорта — светодиоды, электроника, оптика", — говорит директор СПб ГУП "Ленсвет" Сергей Мителев.

Государственный заказ

Специфика рынка уличного освещения определяется структурой продаж. По данным ГК "Абакус Инжиниринг", до 70% крупных проектов приходится на государственные заказы. "Основным заказчиком является ГУП "Ленсвет", которое обеспечивает более половины от общей доли продаж в сегменте наружного освещения. На втором месте находятся частные потребители, такие как крупные торговые центры, использующие светильники для обозначения своей территории", — говорит Александр Богданов, ведущий эксперт по нормативно–техническому регулированию ОАО "ИНТЕР РАО Светодиодные Системы" (ГК "Светлана–Оптоэлектроника").
Развитие рынка наружного освещения будет стимулировать переход с традиционных газоразрядных ламп и светильников на энергоэффективные светодиоды, доля которых пока не превышает 10%.
По словам Марины Рогожиной, руководителя отдела маркетинга ГК "Абакус Инжиниринг", на фоне кризиса наблюдается некоторый возврат интереса к обычным лампам накаливания, которые все еще оказываются выгоднее по первичным затратам.