Как завоевать свою долю на рынке мобильной коммерции

 

За последнее десятилетие мы стали свидетелями стремительного развития новых моделей потребления. Многие крупные ретейлеры еще не успели освоиться и разобраться с интернет–торговлей, а тренд уже сместился в сторону мобильной коммерции. Продажи через смартфоны и планшеты растут на 42% в год — на 300% быстрее классической электронной коммерции (исследование Coupofy). Ожидается, что на передовой — в США — продажи с мобильных устройств составят 50% рынка сетевой торговли уже в 2017 году (прогноз Gartner).
Чтобы завоевать долю на растущем рынке, ретейлеры инвестируют в запуск собственных приложений. Вроде бы логично. Но многие отказываются от такой стратегии — к примеру, ГК "РозТех", игрок рынка женского белья, "Оптоклуб "Ряды". Почему? По данным одного из агентств–разработчиков, приложения–магазины составляют более 30% заказов (1–е место). Но в структуре потребления приложений 30% приходится на игры и около 24% — на социальные сети и мессенджеры (данные ComScore). В среднем из 33 установленных приложений пользователь 80% времени проводит только в трех.
Практика показывает, что пользователи делают выбор в пользу общения, развлечений и функциональных приложений. Монопродуктовому приложению удержаться на первом экране смартфона очень сложно.
Создать мобильное приложение магазина сегодня относительно недорого — 3–5 млн рублей. А основные расходы приходятся на привлечение и удержание пользователей. Большинство компаний стараются привлечь в приложение скорее постоянных клиентов, а не новую аудиторию. Но даже это дорого — оплата рекламных материалов и каналов, бонусы за установку приложения и т. д. По сути, вы "покупаете" своих же клиентов. Сегодня цена нового пользователя приложения колеблется в пределах $3–4. И какая доля пользователей станет покупателями — непонятно. Но основной риск запуска приложения даже не в высоких рекламных расходах, а в том, что с наибольшей вероятностью его удалят. Вспомните, как вы сами пользуетесь телефоном, — станете ли вы держать приложения для каждого магазина и каждой компании, услугами которых пользуетесь?
Альтернатива есть. Например, в Китае местный мессенджер WeChat сотрудничает с более чем 300 тыс. китайских ретейлеров разных сегментов: от кинотеатров и магазинов одежды до городского транспорта и HoReCa. Получается универсальное приложение, в котором можно и общаться, и покупать все что угодно. Мессенджер заменяет отдельные приложения магазинов и брендов, и активная аудитория WeChat в 2016 году — 680 млн человек.
С точки зрения пользователя, удобнее взаимодействовать с десятком компаний в одном мессенджере, чем устанавливать 10 отдельных приложений или искать компании в поисковиках. Присутствие "самостоятельных" компаний в одной экосистеме создает возможности для взаимообмена целевой аудиторией. Это удобно и бизнесу — кросс–маркетинг, совместные акции, и пользователям — можно найти нужный товар или услугу, не забивая память телефона.
Автор - исполнительный директор компании "Алоль"