Факторинг роста

Сбербанк выходит в сегмент факторинга для малого и микробизнеса и намерен занять до 20% рынка Северо–Запада. Эксперты считают, что это обойдется недешево.

Северо–Западный банк Сбербанка совместно со "Сбербанк Факторинг" стал оказывать услуги факторинга (отсроченных платежей для поставщиков) для малого и микробизнеса. Первый договор банк заключил с компанией "Палет–Прогресс", поставщиком деревянных палет на одно из крупнейших пищевых предприятий региона.

Амбициозные планы

К 2017 году Северо–Западный банк Сбербанка планирует занять 15–20% рынка факторинга для малого бизнеса в регионе. В целом объем этого рынка составляет 27,5 млрд рублей. По данным Ассоциации факторинговых компаний, в 2015 году на рынке факторинга для малого и среднего бизнеса Петербурга лидировали "ВТБ Факторинг", Промсвязьбанк, Металлинвестбанк, РФК и Альфа–Банк. Кстати, некоторые из них вообще не работают с малым бизнесом.
"ВТБ Факторинг" специализируется на работе с крупными клиентами всех отраслей экономики и с малым и микробизнесом не работает", — отметили в компании. Доля "ВТБ Факторинг" в регионе в первом полугодии 2016 года составила 43%, для сравнения: в первом полугодии 2015 года она составляла 27%.
Сбербанк на рынке факторинга в Северо–Западном регионе работает не так давно — с прошлого года, когда заключил здесь первый договор, хотя планы по освоению факторинга вынашивал с 2008 года. Но до сих пор банк работал со средним и крупным бизнесом.
"В условиях дефицита оборотного капитала спрос на факторинг со стороны поставщиков растет, особенно субъектов малого и микробизнеса. Мы уже имеем достаточный опыт работы в Московском регионе и теперь поэтапно открываем продажи факторинга в территориальных центрах России", — приводятся в сообщении слова директора по развитию малого бизнеса ООО "Сбербанк Факторинг" Светланы Кислицы.
Лимит финансирования в рамках программы составляет до 100% от уступленного платежа на сумму от 10 млн рублей. Отсрочка платежа предоставляется на срок до 180 дней.

Расходы на инновации

С точки зрения спроса на услугу планы занять до 20% рынка реалистичны, факторинг востребован в 2016 году больше, чем когда–либо, говорит Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний. В то же время, по данным АФК, объем российского рынка факторинга для малых и средних предприятий в 2015 году упал на 30% по сравнению с 2014 годом, до 282,6 млрд рублей.
Ключевым вызовом для Сбербанка в сегменте малого и микробизнеса Дмитрий Шевченко называет необходимость поиска операционного решения, которое позволит бесперебойно, оперативно и с приемлемым уровнем риска обрабатывать множество мелких поставок тысяч небольших компаний–клиентов. "Эти информационные технологии за счет большей маржинальности операций в сегменте могут быстро окупиться и затем масштабироваться на клиентов из других сегментов", — добавляет Дмитрий Шевченко.
По данным АФК, сегмент малого бизнеса интересен для факторинговых компаний и банков тем, что спрос на услуги факторинга стабильно высок и в условиях турбулентности экономики имеет тенденцию к росту. Минусы сегмента — высокие операционные затраты на работу с ним, повышенные риски мошенничества и невысокое кредитное качество клиентов и дебиторов, если они тоже относятся к малому и среднему предпринимательству.