Открытия оптом

Дмитрий Костыгин и Август Мейер спустя год работы торговой сети "Оптоклуб "Ряды" готовятся открыть два новых гипермаркета. Идея оптоклубов с узким ассортиментом по низким ценам оказалась рискованной, но жизнеспособной.

Дмитрий Костыгин и Август Мейер планируют открыть третий и четвертый гипермаркеты "Оптоклуба "Ряды" в I квартале 2017 года. Как сообщил "ДП" Дмитрий Костыгин, третий по счету "Оптоклуб "Ряды" будет располагаться на Мурманском шоссе (Ленинградская область), его открытие перенесли с декабря 2016 года на январь 2017–го. Четвертый оптоклуб откроется в Мытищах (Московская область) в феврале–марте следующего года. С открытием этого объекта сеть будет представлена в трех регионах России.

Неплохой старт

Площадь планируемых к открытию "Рядов" и объем инвестиций будут такие же, как и у предыдущих объектов, — по 16 тыс. м2 и 1–1,2 млрд рублей. Ассортимент будет насчитывать около 4 тыс. наименований товара. "Земельный участок на Мурманском шоссе составляет 7–8 га, и мы хотим туда еще кого–то посадить", — отметил Дмитрий Костыгин. При этом бизнесмен не назвал финансовые показатели уже работающих "Рядов", отметив, что "все идет медленнее, чем хотелось, но в целом неплохо".
Инвесторы проекта Дмитрий Костыгин и Август Мейер являются бизнес–партнерами с 2002 года, когда Август Мейер стал совладельцем сети "Лента". В настоящее время бизнесмены являются совладельцами сетей "Юлмарт", "Рив Гош", "Улыбка радуги", Obuv.com, кондитерской фабрики "Любимый край".
"Оптоклуб "Ряды" работает в новом для России формате, за основу взята бизнес–модель американской Costco, ее основная идея — продажа ограниченного числа самых популярных товаров по низким ценам в укрупненной упаковке.
Бизнесмены сохраняют планы по развитию и планируют до 2018 года открыть в Петербурге 10, а в Москве 11 оптоклубов. "Мы хотим брать не числом, а умением", — говорит Костыгин, приводя в пример работающую в Москве международную сеть "Глобус", которая имеет 10 эффективных объектов в столице.
По данным руководства сети "Оптоклуб "Ряды", в мае 2016 года ее выручка достигла 1 млрд рублей, к сентябрю (спустя год работы сети) она удвоилась. В августе 2016 года доля b2b–продаж в обороте компании превысила 20%, количество участников оптоклуба с программой лояльности составило более 15 тыс. человек. Средний чек "Оптоклуба "Ряды" — более 2 тыс. рублей.

Идея еще формируется

Первый магазин ретейлера открылся в Петербурге год назад. По мнению генерального директора "Инфолайн–Аналитики" Михаила Бурмистрова, компания пока находится в поиске оптимальной бизнес–модели и уникального товарного предложения.
"Первоначальная модель дискаунтера клубного типа с очень узким ассортиментом, аналог американской сети Costco, оказалась нежизнеспособной на российском рынке. В первую очередь из–за усиления ценовой конкуренции со стороны гипермаркетов и агрессивного роста продаж товаров по промоакциям у других торговых сетей, — объясняет Михаил Бурмистров. — Когда формат оптоклубов задумывался инвестором, рынок и покупатель были совсем другими".
По его оценке, сроки окупаемости у "Рядов" превышают 12 лет, так как по локациям, ассортименту и ценам, закупочной силе новый игрок сильно отстает от лидеров рынка гипермаркетов.
"Концепция "Рядов" будет развиваться и трансформироваться, и сочетание этой трансформации с агрессивными инвестициями в строительство новых объектов весьма рискованно", — подводит итог эксперт.
Как признается один из поставщиков сети, сотрудничеством с "Рядами" компания довольна, а некоторые ошибки в концепции объясняются просто недолгим сроком ее работы на рынке. По мнению другого производителя, держать минимальную наценку на основные позиции в ассортименте компании удается не всегда, хотя проект интересный. "Им не хватает маркетинговой поддержки и, как следствие, трафика покупателей в магазинах", — говорит эксперт.