АО лишили госзакупок

СПб. Госзаказы, рассчитанные на компании малого бизнеса, оказались недоступны для тех из них, кто зарегистрирован как АО. Участие в крупных конкурсах им не под силу.

Малые акционерные общества (бывшие ЗАО) с легкой руки Федеральной налоговой службы (ФНС) не попали в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), который заработал в августе. В реестр они не попали потому, что ведомство пока только разрабатывает методику определения структуры уставного капитала акционерных обществ, которая позволит налоговикам быть уверенными в том, что в составе акционеров АО нет представителей крупного капитала.
Впрочем, с 1 августа 2017 года должны вступить в силу новые изменения в закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", и АО все–таки разрешат участвовать в госаукционах для МСП.
Однако сейчас сведения о потенциальных подрядчиках из числа малого бизнеса госзаказчики черпают именно из Единого реестра. Таким образом, малые и средние АО лишились заработка. Исключения сделали только для обществ, относящихся к высокотехнологичному сектору экономики или сотрудничающих со "Сколково".
По данным ФНС, на 1 августа 2016 года в Петербурге зарегистрировано 9,1 тыс. акционерных обществ, из них 8,2 тыс. закрытых.

Квоты и параметры

Согласно российскому законодательству, государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять закупки у МСП в объеме не менее чем 15%. Поскольку акционерные общества не попали в реестр малого бизнеса, они не могут участвовать в этих аукционах, а оставшиеся доступными крупные заказы им не потянуть.
Иван Мархай, генеральный директор АО "Балама", занимающегося продажей средств индивидуальной и коллективной защиты, надеялся остаться в Едином реестре субъектов МСП. Он утверждает, что сложившаяся ситуация является дискриминацией по виду собственности. По прогнозам предпринимателя, малые акционерные общества, работающие с госзаказом, могут потерять от 50 до 70% выручки.
По закону отнесение юридических лиц к субъектам МСП происходит на основе экономических критериев, а не формы собственности. Во–первых, учитывается число работников предприятия: для средних предприятий — от 101 до 250 человек, для малых — до 100 человек и для микропредприятий — до 15 человек. Во–вторых, предельные значения дохода за год должны равняться 2 млрд рублей — для средних, 800 млн рублей — для малых и 120 млн рублей в год — для микробизнеса. Но при внесении компаний в реестр малого бизнеса АО не добавили как раз из–за того, что состав их участников невозможно определить оперативно.

Советы экспертов

Сергей Осутин, председатель совета директоров консалтинговой группы "О. С. В", считает, что продолжать деятельность предприятия могут в качестве ООО, пройдя перерегистрацию, и в этом нет особой проблемы, большинство компаний малого бизнеса имеют форму ООО.
Владимир Мечтаев, генеральный директор юридической фирмы "Адвокат ФРЕММ", говорит о том, что какого–то особого преимущества для бизнеса в форме АО нет, новые компании предпочитают регистрироваться как ООО. "АО остались только те компании, которые давно на рынке, — подчеркивает юрист. — Реестры АО ведут специальные организации, эта информация не находится в открытом доступе. Поэтому, если какое–то АО хочет попасть в Единый реестр МСП, оно может самостоятельно предоставлять данные о составе учредителей и уставном капитале. АО для акционеров хорошо лишь тем, что обязано показывать список своих участников только по запросу, например, налоговой, правоохранительных органов, при открытии счета в банке, по запросу самих акционеров".
Сведения из реестра акционеров, где фиксируется размер уставного капитала, количество и номинальная стоимость всех акций, могли бы служить доказательством того, что в составе общества нет крупных предприятий, а все доли распределены в соответствии с законом, считают эксперты.