Марш несогласного

Житель хрущевки в Сосновой Поляне не готов переселяться по программе реновации и требует за каждый 1 м2 своего жилья 1 млн рублей.

Компания "СПб Реновация", по всей видимости, вынуждена приостановить реализацию проекта в Сосновой Поляне. Причиной стал последний несогласный житель, который не готов переселяться и требует за свое жилье компенсацию из расчета 1 млн рублей за 1 м2. Эксперты говорят, что подобные действия "последних жильцов" обычны для проектов, где требуется расселение.

Опасный синдром

Речь идет о двух домах на 2–й Комсомольской ул. в Сосновой Поляне. Как рассказали в "СПб Реновации", из 120 квартир компания расселила 119. "Большинство жильцов переехали в новостройку в 50 м, кто–то согласился на жилье в других районах, некоторые предпочли взять деньгами. Однако совладелец последней нерасселенной квартиры потребовал за нее 45 млн рублей. Мы предлагали гражданину разные варианты, но его интересуют только деньги, причем снижать цену он не намерен", — рассказали представители девелопера. Компания на эту сделку идти не может. "Во–первых, сумма для трехкомнатной квартиры в хрущевке заоблачная. Во–вторых, застройщик не хочет создавать опасный прецедент", — заявили в компании.
Владимир Спарак, заместитель генерального директора АН "АРИН", подтвердил, что цена для Сосновой Поляны запредельная. "Реально квартира в хрущевке в Сосновой Поляне стоит 50–60 тыс. рублей за 1 м2. Максимум для этого района — 90 тыс. рублей. Но "синдром последней квартиры / комнаты" — это бич для тех, кто занимается расселением. Мы в свое время сталкивались с подобными ситуациями при расселении коммуналок. Рецепт — ждать и работать с несогласными", — заявил он.
"Логика в том, что частный инвестор не имеет законных путей для выселения гражданина из квартиры, собственником которой он является. Это может произойти только по соглашению сторон. Либо есть вариант с признанием дома аварийным, а квартиру непригодной для проживания и дальнейшим принудительным выселением собственника с компенсацией по рыночным ценам. Но для этого нужна воля городских властей. А им чаще всего это не нужно. Кроме того, это достаточно долгий путь — вся процедура займет примерно полгода. А пока не решится, проект будет стоять", — говорит Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям "Качкин и Партнеры".

Ангина застройщиков

Эксперты отмечают, что для системного решения проблемы необходимо корректировать федеральное законодательство. "Пускай расселение происходит за счет инвестора, но оно должно проходить в регулируемых законом цивилизованных рамках. Должен существовать технический механизм, по которому семью можно выселить из дома, даже если она не хочет. Социальная программа в определенном смысле похожа на хирургию. К хирургу приходите — гланды не хочется удалять, но вы же это делаете, потому что иначе будет постоянная ангина и человек умрет. Если эти хрущевки не убрать, рано или поздно произойдет катастрофа", — считает исполнительный директор "СПб Реновации" Андрей Репин.
Впрочем, власти пока не спешат идти на изменение законодательства. "В будущем, возможно, подобный закон и можно будет принять, главное — подробно прописать критерии, по которым будет компенсироваться изъятое жилье. Но это не скорый путь", — заявил председатель городской комиссии по ЗРТ депутат ЗС Сергей Никешин.
Программа реновации хрущевок запущена в Петербурге в 2008 г. В ней участвуют компания "СПб Реновация", которая на торгах приобрела право развития 22 кварталов (под расселение нужно передать свыше 977 тыс. м2 жилья), и "Воин–В", преобразующий два квартала пятиэтажек в Ульянке (должен предоставить 31,6 тыс. м2 жилья). На этой территории инвесторы могут построить более 8 млн м2 нового жилья. По данным городского комитета по строительству, пока в рамках программы построено только девять домов на 1,2 тыс. квартир (шесть из них ввела "СПб Реновация", три — "Воин–В"). Сейчас строительство ведется на территории восьми кварталов, 16 домов возводит "СПб Реновация", и два дома — "Воин–В".