В Петербурге начали разрабатывать ветки метро до спальных районов и аэропорта

Автор фото: Ваганов Антон
Схема метрополитена.

Смольный объявил конкурсы на 460 млн рублей на разработку вариантов прокладки линий метро до петербургских окраин. Подрядчик предсказуем: монополистом в этих работах выступает институт "Ленметрогипротранс".

Смольный в очередной раз достал из пыльного сундука планы по строительству метро до петербургских окраин и до Пулково. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) объявил четыре конкурса на предпроектные работы стоимостью 466 млн рублей. Предпроект означает, что подрядчик предложит варианты того, как можно проложить ветки.
О строительстве станций, упомянутых в проектах, — "Полюстровского проспекта", "Пулково" и др. — говорят не впервые. Но конкурс на предпроектирование говорит о том, что чиновники переходят к конкретным действиям. Завершить работы по четырем подрядам нужно до конца сентября 2017 года. Конкуренции на конкурсах не ожидается. Такие работы, как правило, выполняет петербургский проектировочный институт "Ленметрогипротранс". Он является монополистом в проектировании подземки точно так же, как "Метрострой" — монополистом в строительстве петербургского метро.
Так, подготовить предварительный проект нужно по коричневой, Красносельско-Калининской, линии между станциями "Обводный канал — 2" и "Полюстровский проспект" за 171 млн рублей. "Обводный канал — 2" — это проектируемая станция, смежная с нынешним "Обводным каналом", ее также называют "Каретная". Она должна располагаться на ветке между станциями "Лиговский проспект" и "Боровая". Последняя тоже еще в проекте. "Полюстровский проспект" должен появиться в Калининском районе, в микрорайоне Полюстрово, как нетрудно догадаться по названию. Это один из самых удаленных от метро спальных районов города.
По той же ветке за 60,5 млн рублей нужно спроектировать варианты трассировки между "Казаковской", она же "Юго-Западная", и "Петергофским шоссе". Обе станции — в проекте. "Юго-Западная" планируется как конечная на коричневой ветке на первоначальном этапе строительства. В этот этап входит организация линии "Обводный канал" — "Боровая" — "Заставская" — "Броневая" — "Путиловская" — "Юго-Западная". Ее должны построить к 2022 году. Стоимость работ оценивается в 100 млрд рублей. По большинству станций еще идет проектирование, но участок между "Путиловской" и "Юго-Западной" вышел из проекта и передан для строительства "Метрострою". Вестибюль "Юго-Западной" появится на проспекте Маршала Жукова.
"Петергофское шоссе" — это отдаленное будущее коричневой ветки, поскольку после 2022 года "Юго-Западную" планируется продлить как раз до этой станции. Строительство этой станции особенно интересно застройщикам "Балтийской жемчужины", поскольку именно там расположится вестибюль станции.
Также проектировщикам нужно спланировать красную ветку от "Проспекта Ветеранов" до станции "Пулково" за 59,1 млн рублей. Метро до петербургского аэропорта обсуждают не первый год. Кроме того, между аэропортом и одним из петербургских вокзалов давно собираются пустить аэроэкспресс, но до строительства дело все никак не доходит. При этом, нужны ли одновременно и метро, и аэроэкспресс, большой вопрос.
Наконец, за 175,1 млн рублей проектировщикам нужно предложить варианты прокладки кольцевой линии от станции "Большой проспект — 2" (с нее можно будет перейти на "Большой проспект", который сейчас строится на 25-й линии В.О., открытие запланировано на 2019 год) до станции станции "Лесная-2" с переходом на существующую "Лесную". Между ними — "Василеостровская-2" с переходом на нынешнюю станцию, существующая "Спортивная-2", "Петроградская-2" с переходом на нынешнюю станцию и запланированная "Кантемировская". Этот участок по краткому пути свяжет между собой Васильевский остров и Петроградскую сторону.
Впрочем, предпроектные работы — это лишь примерный план. После них город может вообще отказаться от того или иного проекта. Например, если в Пулково начнут строить аэроэкспресс, целесообразности в строительстве метро, скорее всего, не будет. Если же предпроект берут в работу, то на его основании создается проект. Именно он позволяет вычислить стоимость грядущих работ. Как правило, немалую часть этой стоимости составляет выкуп земель под строительство шахт метро и вестибюлей. Зачастую сложности с выкупом и тормозят стройку. Как правило, между стартом предпроектных работ в метро и началом реального строительства проходит по 5 лет.