Теплые местечки

Лучшими работодателями стали предприятия, которые и в кризис набирают персонал и повышают расходы на него.

Главными критериями для определения лучших работодателей по версии "ДП" стали создание компанией новых рабочих мест, динамика расходов на оплату труда и затрат на обучение персонала.
В тройку лучших работодателей Петербурга вошли фармацевтические компании и производители медицинского оборудования — "Герофарм", "Вертекс" и "БиоВитрум". Это объяснимо, фармотрасль одна из немногих, которая продолжила рост, несмотря на кризис. Кроме того, в этом сегменте велика конкуренция за квалифицированный персонал, поэтому компании не скупятся на зарплаты и щедро оплачивают обучение кадров. В Ленинградской области первые места заняли — компания "Сименс Технологии Газовых Турбин", производитель шин "Нокиан Тайерс" и кондитерское объединение "Любимый край".
Это подтверждает общие тенденции. Юлия Сахарова, директор HeadHunter по СЗФО, говорит, что лучшими работодателями часто становятся высокотехнологичные компании, которым приходится бороться за лучших профессионалов. "Это в том числе фармацевтика, биоинженерия, ИТ–отрасль, консалтинг, добыча и обработка, проектирование, строительство. В ряде отраслей, которые раньше воспринимались как отстающие, есть примеры глубокой работы с брендом работодателя — например, сельское хозяйство, пищевая промышленность", — поясняет она.

В поиске персонала

В целом численность персонала всех компаний, участвующих в рейтинге, сократилась на 0,6% в 2015 году по сравнению с 2014–м. А расходы на оплату труда за год возросли на 9,4%.
Увеличение численности персонала, несмотря на кризис, в основном произошло в тех компаниях, которые расширили производство. Например, "Любимый край" в 2015 году запустил вторую фабрику. "В связи с этим появились новые вакансии, в основном производственного персонала, на складах и в службе главного инженера", — рассказывает директор по персоналу компании Наталья Ярова. В "Герофарме" говорят, что продолжили расширение штата в 2016 году в связи с планируемым запуском нового производства в Пушкине.
В НПО "Волна" персонал увеличили в связи с ростом объема гособоронзаказа на 2015 год — вырос состав рабочего и инженерно–технического персонала. Набирали новый персонал и в фармкомпаниях, за год число работников увеличилось на 15–17%: привлекали производственный персонал, специалистов в области развития бизнеса и R&D (научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы).

Обучение внутри

За год компании, участвующие в рейтинге, увеличили расходы на обучение сотрудников в 2 раза. Но рост происходил неравномерно: одни компании увеличили затраты в разы, другие, напротив, сократили их. Так, в 2 раза и более выросли затраты на обучение в ГК "Дарница", на Петербургском мельничном комбинате, на заводах "Звезда" и НГ "Энерго", в "Ти Пи Ви Си–Ай–Эс" и "Герофарме".
Рост затрат на обучение в 2015 году в "Фацер" объяснили прежде всего тем, что годом ранее был спад. "Экономически 2014 год был непростым, и мы ограничивались самыми необходимыми вещами: обязательное обучение, развитие профессиональных знаний, — рассказывают в компании. — В 2015 году помимо профессиональных знаний сделали фокус на компетенции, важные с точки зрения построения культуры высокой результативности и эффективного взаимодействия подразделений. Запустили серию внешних тренингов на навыки обратной связи, делегирование, стресс–менеджмент, эффективную презентацию, переговоры, коммуникации".
Некоторые компании, чтобы оптимизировать расходы, переходят на внутреннее обучение сотрудников. "Обучение внутри компании менее затратно по сравнению с внешним, но не менее эффективно с точки зрения как результата обучения, так и мотивации сотрудников", — уверен генеральный директор "Вертекс" Георгий Побелянский. Он поясняет, что в компании существуют программы наставничества, продвижения по карьерной лестнице, внедрения рационализаторских предложений, обмена знаниями, опытом и т. д.
Пошли по этому пути в кондитерском объединении "Любимый край". "Мы переориентировали внешнее обучение на внутреннее. Например, обучение по книгам — у нас есть своя корпоративная библиотека, где собраны более 3,7 тыс. книг по бизнесу, менеджменту и экономике. Наш генеральный директор лично регулярно проводит семинары по организационному развитию для менеджеров разных подразделений, на которых обсуждаются прочитанные заранее бизнес–книги и возможности применения лучших практик у нас в компании", — рассказали в кондитерском объединении "Любимый край", добавив, что фокус внешнего обучения сместили на обучение работы на производственном оборудовании на новой фабрике.
"Обучение сотрудников происходит исходя из производственной необходимости. В случае запуска в серию и освоения принципиально нового изделия необходимость в обучении увеличивается. Если изделие уже запущено в серийное производство, надобность в обучении и переквалификации персонала в этот период сокращается", — объясняют в НПО "Волна" сокращение затрат на обучение в 2015 году.