Покупатели хотят тратить меньше

Спрос на жилье бизнес–класса растет, а в элитном пока недотягивает до уровня прошлого года. При этом покупатели в последнее время предпочитают более скромные квартиры.

Кризис в экономике повлиял на спрос во всех сегментах жилья, в том числе в классах бизнес и элит. Сейчас спрос на дорогое жилье восстанавливается, но разными темпами, хотя общие тенденции в продажах по этим двум классам, безусловно, есть.

Продажи пошли

По итогам первого полугодия 2016 г. в комплексах бизнес–класса было продано 2940 квартир, подсчитали аналитики Knight Frank St. Petersburg. В прошлом году за аналогичный период было продано 2090 квартир. Таким образом, констатируют эксперты, спрос на жилье такого класса показал рекордный за последнее время рост — он увеличился на 40%.
Правда, рост спроса во многом связан с тем, что бизнес–класс в последнее время стал весьма неоднороден. И большую часть предложения, а именно 74%, можно отнести к подклассу, условно называемому бизнес–лайт. От просто бизнеса он отличается, по определению аналитиков, квартирографией и рядом качественных параметров. Так, средняя площадь квартиры в таких домах на 15 м2 меньше, чем в подклассе бизнес, а доля квартир с одной и двумя спальнями больше на 5–10%.
К таким проектам аналитики Knight Frank St. Petersburg относят масштабные комплексы, возводимые на месте бывших промышленных территорий, в частности "Самоцветы", "Европа сити", "Московские ворота" и другие.
Руководитель отдела исследований Knight Frank St. Petersburg Тамара Попова отмечает, что в течение года структура проданных квартир изменилась в сторону объектов с меньшим количеством комнат: выросли продажи одно– и двухкомнатных квартир, а спрос на трехкомнатные сократился.

Лучше меньше, да ликвиднее

Аналогичные тенденции, правда, с некоторыми оговорками, наблюдаются и в сегменте элитного жилья. И здесь предпочтения покупателей продолжают смещаться в сторону наиболее ликвидных квартир. Например, с планировками, позволяющими максимально эффективно использовать площади квартиры. Как отмечают специалисты Colliers International, средний размер приобретаемых квартир снизился с прошлого года со 134 до 118 м2. Одновременно произошло и снижение среднего бюджета: с 48 млн до 35 млн рублей по сравнению с предыдущим кварталом 2016 года.
Директор департамента жилой недвижимости Colliers International в Санкт–Петербурге Елизавета Конвей считает, что такая тенденция способствует расширению сегмента потенциальных покупателей элитного жилья. "В связи со снижением стоимости недвижимости в рублевом выражении те, кто раньше рассматривал покупку жилья бизнес–класса, сегодня, пользуясь моментом, конвертируют валютные накопления в элитное жилье", — отмечает она. Такие покупатели, естественно, не хотят платить за эфемерные представительские метры, предпочитая приобретать практичное жилье "для жизни". Также наблюдается приток в этот сегмент инвесторов, которые хранят деньги в квартирах и оценивают их исключительно с точки зрения продажи в будущем.
Однако несмотря на увеличение числа потенциальных покупателей, продажи элитного жилья растут более скромными темпами, чем в бизнес–классе. Так, по данным Colliers International, за первое полугодие 2016 г. было продано 246 квартир общей площадью 29 тыс. м2, что ниже средних темпов продаж в предыдущие годы. Не спасла ситуацию и стабилизация продаж в апреле–июне после резкого снижения объемов по итогам I квартала. Да и во II квартале удалось выйти примерно на средний уровень — продажи составили 142 квартиры при среднем показателе 136 квартир за квартал.
Но инвесторы полны оптимизма относительно будущего элитного сегмента: до конца года предложение пополнится на 40–50 тыс. м2 в новых проектах жилых комплексов и апартаментов. Недавно на рынок вышел первый элитный проект на территории Петровского острова — Royal Park. Это вернуло лидерство по объемам строительства элитного жилья Петроградскому району — сейчас на него приходится 51% предложения.