Мосты и дороги построит двойник

Обанкротившееся ОАО "Мостострой № 6", похоже, планирует вернуться на рынок инфраструктурного строительства. Его владельцы создали одноименное ООО, чтобы вывести на него технику и коллектив.

По данным СПАРК, ООО "Мостострой № 6" было зарегистрировано в ЕГРЮЛ еще 9 декабря 2015 года. А через месяц, 15 января, в Арбитражном суде Московской области началось рассмотрение дела о банкротстве ОАО "Мостострой № 6" по иску подрядчика (тоже обанкротившегося) ООО "МВМ" за долг 59 млн рублей. В марте "Мостострой № 6" был признан банкротом. Конкурсный управляющий компании Дмитрий Филатов пока не стал отвечать на вопросы журналиста "ДП".

Умирающий мамонт

"Мостострой № 6", контролируемый людьми из команды петербургского миллиардера Игоря Минакова, до 2015 года был одним из крупнейших генподрядчиков комитета по развитию транспортной инфраструктуры Смольного в сфере дорожно–мостового строительства. Портфель заказов компании в лучшие годы достигал 30 млрд рублей, оборот в 2013–2014 годах превышал 12 млрд. Но в 2015 году компания сорвала сроки четырех госконтрактов общей стоимостью 10 млрд рублей. Попытки обязать Смольный продлить контракты по суду не увенчались успехом, и "Мостострой № 6" начал ликвидацию, означавшую подготовку к банкротству. Компания потеряла все госконтракты, включая строительство нового здания для Арбитражного суда СПб и ЛО. Всю первую половину 2016 года госзаказчики искали новых подрядчиков на достройку объектов. В итоге 2015 год компания закончила с чистым убытком 4 млрд рублей. Долги на 1 января 2016 года составляли 7,8 млрд рублей. Из активов были основные средства (750 млн, в залоге у Сбербанка по кредиту на 1,5 млрд рублей), запасы (1,7 млрд) и дебиторка (2,3 млрд).
В реестр уже вступили 115 кредиторов с требованиями на общую сумму 5,3 млрд рублей. Крупнейшими являются Сбербанк (залоговое требование на 550 млн рублей и два необеспеченных долга на 950 млн и 52 млн рублей, переуступленные ООО "СБК Строй"), НИИ мортеплотехники (412 млн рублей) и ООО "Пальмира" (3 млрд рублей по кредиту банка "Россия"). Саму процедуру контролируют фирмы, близкие к бенефициарам должника: они запустили банкротство по упрощенной схеме (через ликвидацию) и поставили своего управляющего. Но большинство в комитете кредиторов — за банками.

"Мостострой" № 2

Созданное перед банкротством ООО "Мостострой № 6" зарегистрировано в бизнес–центре, принадлежащем экс–директору ОАО "Мостострой № 6" Игорю Осипову, и имеет те же виды деятельности, что и банкротящееся ОАО: строительство дорог, мостов, зданий и сооружений. Как заявил источник, близкий к банкроту, "коварных замыслов" в связи с созданием ООО его владельцы не имеют: "Ничего, что повлекло бы ущерб интересам кредиторов".
По словам юристов–банкротчиков, одноименное ООО обычно создается для того, чтобы сохранить раскрученный бренд для отношений с контрагентами. "Иногда на него переводится трудовой коллектив, а затем оно берет в аренду основные средства банкрота и выступает подрядчиком от его лица, — говорит партнер Апелляционного центра Владимир Полуянов. — В крайнем случае оно может купить активы должника с торгов".
По словам источника, близкого к банкам–кредиторам, имущество должника не будет продаваться с торгов: конкурсный управляющий предлагает замещение активов. Это схема, по которой все активы банкрота вносятся в капитал дочернего АО. Акции "дочки" могут быть проданы с торгов. "В этой ситуации ООО может как выступить покупателем акций, так и использовать основные средства банкрота во время процедуры, пока они не будут выведены за ее периметр", — полагает Владимир Полуянов.
В любом случае "Мостострой № 6" может успеть вернуться на рынок к концу 2016 года, когда будут разыгрываться инфраструктурные конкурсы на 2017 год.
Сегодня весь юмор ситуации с банкротством "Мостостроя №6" заключается в том, что все его кадры остались на объектах: рабочие, прорабы, монтажники, стропильщики. Они работают на этих же стройплощадках, но на других работодателей и подрядчиков. Специалисты перешли из одних юрлиц, которые банкротятся ("Мостострой №6", "Мостоотряд–19"), в другие: "ВАД", "Пилон", "Возрождение", "Буер". А попытки вернуться на рынок с помощью юридических схем у нас в этот кризис уже были: яркий пример — "Дорожник–92". Банкротство там закончилось, кредиторы ушли ни с чем, но экс–бенефициар компании Рудик Алтунян теперь работает генеральным директором на своего бывшего конкурента — компанию "Ювенал".
Кирилл Иванов
председатель ассоциации "Дормост"