Экономию "съедает" тариф

Окупаемость затрат промышленников на энергосбережение затягивается из–за растущих коммунальных тарифов.

Многие участники составленного "ДП" рейтинга промышленных предприятий заявили, что внедряют энергосберегающие технологии, чтобы сократить потребление энергоресурсов. Но сократить расходы на электричество, газ, воду и другие ресурсы удается единицам — тарифы на электричество, водоснабжение, тепло и газ растут так стремительно, что "съедают" львиную долю экономии. Предприниматели считают, что государство должно ограничить рост тарифов для промышленных предприятий, как это было сделано с коммунальными расценками для населения. Иначе не удастся добиться поставленной властями задачи снизить энергоемкость промышленности на 10% к 2020 году.
В среднем доля расходов на энергоресурсы в выручке промышленных предприятий составляет 3,4%. А у машиностроительных заводов, располагающих литейными цехами, и у энергоемких целлюлозно–бумажных комбинатов доля энергоресурсов в выручке достигает 15%.

Меньше света и тепла

Курс на экономию ресурсов федеральные власти объявили еще в 2009 году, когда был принят закон № 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". Но из–за кризиса большинство предприятий Петербурга и Ленобласти отложили энергосберегающие программы на несколько лет.
В последние годы внедрили технологии экономии ресурсов заводы Fazer, Japan Tobacco International, АБЗ–1, "Буревестник" и др. Благодаря этому им удалось значительно сократить затраты на тепло, электричество и прочие ресурсы. Например, как рассказали на Fazer, в 2013 году началось внедрение проекта по установке энергосберегающей системы на всех производственных площадках компании в России. Сейчас проект реализован на 70%, к концу года завершится. В итоге Fazer сможет экономить в год 16,8 тыс. МВт / час электроэнергии. Уже в 2015 году на петербургской площадке расходы на электричество сократились на 1,1%.
Затраты холдинга "Силовые машины" на энергоресурсы в 2015 году за счет энергосбережения уменьшились на 8,3%. Ижорскому трубному заводу удалось снизить издержки на 16%, после того как он модернизировал оборудование и заменил лампы накаливания на светодиодные.
Светодиодные светильники (Light–emitting diode — LED) позволяют экономить до 70% электроэнергии, отмечает Олег Элер из компании "Световые технологии". Ежегодно российский рынок технического LED–освещения растет на 15–20% и сейчас составляет около 12,6 млрд рублей в год. Благодаря росту спроса стоимость светильников год от года снижается, в итоге сокращаются сроки окупаемости модернизации освещения.
Вслед за светодиодами в моду входит экономия на тепле. За счет внедрения автоматизированной системы управления отоплением, которая настраивается в зависимости от температуры воздуха на улице, времени суток и прочих параметров, можно снизить потребление теплоресурсов на 20–30%, говорит совладелец холдинга "Теплоком" Андрей Липатов. В зависимости от масштабов здания это может сократить затраты на отопление на 0,4–3 млн рублей в год. Окупаемость таких проектов обычно составляет 2–3 года.

Тарифное ускорение

По данным петербургского комитета по энергетике и инженерному обеспечению, в 2012–2015 годах только по государственным учреждениям потребление газа снизилось на 26,5%, воды — на 22,7%, тепловой энергии — на 14,1%. По данным "Петростата", в 2014 году в Петербурге производство и потребление электроэнергии, газа и воды сократилось на 2%, а в 2015 году — почти на 7%.
Вдобавок с 2013 года федеральные власти ограничили рост тарифов естественных монополий (к ним относятся и ресурсоснабжающие организации) для населения.
В итоге поставщики ресурсов стали повышать расценки для других потребителей. В 2015 году тариф на газ вырос на 6%, на электроэнергию — на 8%, на воду — на 7%, на теплоэнергию — на 9%, рассказали на Тихвинском вагоностроительном заводе. Из–за этого энергозатраты предприятия повысились на 231,5 млн рублей (на 30%) по сравнению с 2014 годом. Затраты на ведение бизнеса растут, отмечает совладелец птицефабрики "Синявинская" Никита Мельников: корма в 2015 году подорожали на 60%, тарифы на электричество — на 31%, увеличились расходы на транспорт, технику и оборудование. При этом адекватно поднимать цены на продукцию производители не могут из–за падения спроса.
Многие заводы, вложившиеся в энергосбережение, теперь пересчитывают сроки окупаемости своих инвестиций — они увеличиваются на 3–5 лет. Государство должно стимулировать промышленников сокращать энергоемкость, иначе никто не станет вкладываться в экономию энергии.
Программа Смольного о ресурсосбережении в промышленности, принятая в 2014 году, предусматривает, что ежегодно потребление тепла, газа, электричества и воды будет сокращаться на 2–3% и к 2020 году экономия достигнет 10%. Но никто не захочет вкладываться в энергосбережение, если рост тарифов будет перекрывать эту экономию, говорят предприниматели.