Инвестируем в экономику региона

Председатель Северо–Западного банка Сбербанка Дмитрий Курдюков рассказал "ДП" о том, почему банк энергично развивает инвестиционное кредитование, как сдержать рост просроченной задолженности, какие компании являются наиболее перспективными заемщиками, что необходимо малому бизнесу для развития и как банки могут ему помочь.

В первом полугодии рынок корпоративного кредитования на Северо–Западе оживился, показав прирост, главным образом за счет Сбербанка и еще одного–двух игроков. Как вы сами оцениваете результаты первых 6 месяцев?

— По итогам первого полугодия Сбербанк на Северо–Западе увеличил объемы выдачи кредитов крупному и среднему бизнесу почти на 50% в сравнении с показателем января–июня 2015 года. В результате кредитный портфель юридическим лицам составил 500 млрд рублей, из которых на предприятия Петербурга приходится 362 млрд. В сегодняшних условиях это хороший результат. По итогам прошлого года этот показатель в нашем банке был на уровне 536 млрд рублей. Таким образом, мы можем уже сейчас прогнозировать рост портфеля по итогам года в сравнении с прошлым на 12%, до 600 млрд рублей.

За счет каких отраслей произошел рост? Какие предприятия среднего и крупного бизнеса в основном кредитуются в Сбербанке?

— Хорошую динамику в этом году показали транспортная отрасль, пищевая промышленность, строительство, недвижимостью и торговля. Но больше всего в нашем портфеле приросли предприятия агросектора: мы выдали им около 17,48 млрд рублей, что больше почти в 8 раз, чем годом ранее. Объемы кредитования транспортной отрасли увеличились в 2,5 раза, до 3,814 млрд рублей, пищевой индустрии — также в 2 раза, до 5,065 млрд рублей, строительства — до 8,696 млрд рублей (рост на 64%). Но есть отрасли, которые показали отрицательную динамику. Так, объемы кредитования нашим банком металлургической отрасли в январе–июне сократились на 20%, до 537 млн рублей.

Как изменилось при этом качество портфеля: увеличился ли уровень просроченной задолженности?

— Меры, которые мы реализовали в 2013–2014 годах, дали свой ощутимый результат. Уровень просроченной задолженности в нашем корпоративном кредитном портфеле за год снизился на 0,6% и находится ниже среднерыночного уровня.
К каким продуктам со стороны крупного бизнеса вы видите наибольший интерес? И какие проекты прежде всего привлекают банк?
— Мы активно сотрудничаем со многими крупнейшими компаниями Северо–Запада. Сбербанк участвует во многих инвестиционных проектах, которые преображают вид нашего города, развивают сферу услуг и вносят вклад в развитие экономики всего региона. К примеру, банк рассматривает региональные инвестиционные проекты в сфере переработки твердых коммунальных отходов. Петербургский оператор по обращению с такими отходами "Автопарк № 1 "Спецтранс" стал первым нашим партнером в этой сфере по схеме государственно–частного партнерства. Мы подписали соглашение в июле этого года.
В структуре нашего кредитного портфеля банка на такие инвестиционные кредиты приходится 60%, на кредитование для пополнения оборотных средств — 40%. С точки зрения трудозатрат дать деньги на длительный срок интереснее.
Кроме того, растет число сложно структурированных кредитных инвестпроектов с участием специализированных фондов и государственных институтов развития. Односложные кредиты ушли в прошлое. Также интерес вызывает обслуживание контрактов на инфраструктурные проекты (дорожное, энергетическое строительство) с полным или частичным финансированием из бюджета. Есть простое банковское сопровождение и есть непростое — когда заказчиком выступает бюджет и открываются специализированные счета, реализация всего проекта проходит через эти счета.
Одновременно с этим мы намерены работать в направлении минимизации рисков обслуживания госконтрактов, учитывая ужесточение условий в этой области и множество случаев досрочного расторжения контрактов с выплатой банковских гарантий. Наш банк в том числе имел проблемы от таких контрактов. Но и государство, и подрядчики, и банки сделали для себя выводы. Мы очень избирательны в выборе проектов. При гарантировании таких сделок мы придумали способы минимизации рисков. У нас есть своя строительная экспертиза, именно эту составляющую мы будем активнее вовлекать. Основная задача — давать гарантии не на всю сумму, а предоставлять их со снижением обязательств как банка, так и контрагента, когда при принятии работ гарантии поэтапно снижаются.

Если вернуться к классическому кредитованию: какие отрасли представляют для Сбербанка наибольший интерес и почему?

— Среди приоритетных направлений для кредитования в этом году — торговля, сельское хозяйство, предприятия оборонно–промышленного комплекса (ОПК), в том числе судостроение, отрасль связи, подрядчики дорожных и энергообъектов с финансированием из бюджета. В частности, кредитный портфель сектора ОПК на конец этого года может составить 80–100 млрд рублей без учета выданных гарантий.
В то же время в судостроительной отрасли в последнее время есть тенденция переориентации на гражданские заказы. С 2018 года, например, грядут новации в распределении квот на вылов биологических природных ресурсов. Предприятия, занимающиеся промыслом, начинают в эту сторону двигаться.
Также сейчас мы ведем ряд переговоров с компаниями, которые традиционно занимаются оборонным заказом и переходят на гражданское судостроение.

А как насчет строительного сектора, который больше всего, как правило, страдает при спаде экономики? Вы уменьшили объемы выдач застройщикам?

— Наоборот. Объемы кредитования строительной отрасли по итогам первого полугодия 2016–го выросли в нашем банке на 64%, до 8,696 млрд рублей. В стройиндустрии нам по–прежнему интересны жилое и коммерческое строительство, включая офисную недвижимость. В нашем портфеле более 700 строящихся в Петербурге объектов, в том числе жилищных. Среди ярких и успешных примеров, уже реализованных при поддержке банка, — ТРЦ "Охта Молл". Сбербанк вложил в его строительство 90 млн евро. Также при финансовой нашей поддержке открыт ТРК "Европолис": в 2014 году банк открыл компании FortGroup кредитную линию на 4,3 млрд рублей на его строительство.
Единственное, стало менее интересно расширение гостиничного бизнеса, потому что с ростом курса доллара этот бизнес стал достаточно рискованным.

С крупным и средним бизнесом все более–менее ясно. Как обстоят дела с малыми предприятиями: есть ли у банка планы по наращиванию кредитования этого сектора предпринимательства?

— В настоящее время кредитование малого бизнеса (МБ) занимает незначительную долю корпоративного кредитного портфеля Сбербанка, при этом мы чувствуем конкуренцию за заемщиков из данного сегмента. Есть распространенный стереотип, в том числе со стороны МБ, что в банк идут обязательно за кредитом. Это не так. Как правило, только 17–18% клиентов банков среди МБ кредитуются. Большинство малых предприятий развивается на свои деньги. И сегодня малый бизнес в основном дает нам пассивы и доходы, связанные с транзакционным обслуживанием. Это эквайринг, зарплатные проекты, все, что связано с банковскими картами. Кредитование занимает не очень большую долю портфеля. Поэтому для нас очень важно развивать сервисы, которые напрямую с выдачей кредитов не связаны и полезны на всех стадиях развития компании.
Но и финансовая поддержка малого бизнеса, конечно, остается важным направлением работы банка. В ближайших планах Сбербанка — внедрить новую модель кредитования малых предпринимателей — прямо на местах ведения ими бизнеса. Раньше мы работали по принципу "приходите к нам". В скором времени будем работать по принципу "мы идем к вам". Наши специалисты будут приходить с уже готовым решением прямо к клиенту, туда, где он ведет свой бизнес, — в магазин, кафе или химчистку. Но менеджер банка будет уже знать обороты предприятия, специфику ведения бизнеса и предлагать нужный именно этому клиенту продукт.

Сейчас большинство пользователей не только управляют своими личными финансами онлайн, но и ведут бизнес: начиная с оплаты коммунальных услуг, заканчивая получением кредита для своего предприятия. Что делает Сбербанк в этом направлении?

— Да, львиная доля операций сегодня проводится через дистанционные каналы. Даже корпоративные клиенты у нас сдают выручку сами через банкоматы: сами выбирают себе график, когда и где им удобнее это сделать. 98% платежей сегодня совершаются через удаленные каналы. Мы, понимая это, развиваем нашу основную систему "Сбербанк бизнес–онлайн". Недавно запустили сервис, который позволяет платить, просто сфотографировав платежное поручение.
Мы развиваем наши сервисы, отталкиваясь от реальных потребностей МБ. Так, небольшие предприятия работают круглые сутки. У них есть потребность проводить платежи 24 / 7. Мы запустили сервис 17 / 7 (17 часов работы, за исключением ночных часов), и уже более 1,2 млн клиентов по стране подключились к ней. Она оказалась очень востребованной.

О персоне

Дмитрий" Курдюков

> С 1995 года работает в банковской сфере.
> В 2005 году — заместитель руководителя Северо–Западного регионального центра ФК "Уралсиб" по корпоративному банковскому бизнесу.
> В 2011 — председатель Поволжского банка Сбербанка.
> С января 2013 года — председатель правления Северо–Западного банка Сбербанк.


О компании

Северо–Западный" банк Сбербанка

> На 1 июня 2016 года активы банка составили 1,6 трлн рублей.
> Прибыль банка по итогам первых 6 месяцев 2016 года — 23,1 млрд рублей.
> Объем вкладов населения по итогам первого полугодия 2016 года составил 731 млрд рублей.
> Общий объем кредитного портфеля по итогам первого полугодия 2016 года — 815 млрд рублей.