Индивидуальный экстерьер

Лоджия или балкон сегодня является одним из приоритетов при выборе жилья. Лоджии проектируют примерно в 45% комплексов, а балконы — в 55%.

Наличие балкона или лоджии в квартире приводит к удорожанию жилья в среднем на 10%. По словам управляющего директора департамента жилой недвижимости NAI Becar Катерины Соболевой, чаще всего квартиры без лоджий предлагают на первых и последних этажах жилых комплексов. Выбор балкона или лоджии зависит от конструктива объекта и дизайнерского проекта. Например, если в комплексе панорамное остекление, то будет в доме балкон или лоджия — не имеет значения.

Модно и удобно

Руководитель КЦ "Петербургская недвижимость" Ольга Трошева говорит, что квартиры с балконами или лоджиями наиболее востребованы. В последние годы даже в сегменте масс–маркет практически не строятся комплексы, где нет квартир с ними. Это модно, удобно для жильцов и дает возможность создания индивидуального экстерьера здания, позволяет выделить его, допустим, за счет единого холодного остекления лоджий.
Застройщики, в свою очередь, предпочитают строить дома именно с балконами, а не с лоджиями. "Практически все девелоперы отдают предпочтение балконам. Потому что лоджия — это по факту часть продаваемой площади квартиры, но не используемой в качестве жилой. Всегда проще продать больше нормальной жилой площади, чем маленькую комнату с лоджией. Но лоджии делают в тех случаях, когда невозможно по каким–то обстоятельствам сделать балкон, а квартиры без балконов сразу теряют в цене. Поэтому лоджии — это скорее вынужденная мера", — подчеркивает Мария Кукса, начальник отдела маркетинга продукта компании "ЮИТ".
Очень многие покупатели потом перепроектируют себе квартиру и делают лоджию частью комнаты или кухни — их утепляют, переделывают на теплый профиль и стеклопакет, обустраивают там детскую или будуарную комнату, кабинет или место отдыха с барной стойкой. Некоторые превращают это пространство в часть комнаты.
Будет в доме лоджия или застекленный либо открытый балкон, зависит от архитектуры проекта, его стиля, концепции, а также требований городских чиновников к домам в центре города. "Бывает, что в проекте заложены одновременно и балконы, и лоджии", — добавляет Ольга Трошева.

Важен каждый метр

По словам Катерины Соболевой, в объектах массового спроса размер лоджий составляет в среднем 3–4 м2. В жилых комплексах бизнес– и элитного сегмента метраж лоджий значительно больше и зависит от конкретного объекта.
Эксперты рассказывают, что если раньше, в особенности в эконом–классе, застройщики строили объекты с неостекленными балконами, то сейчас эта практика, можно сказать, сошла на нет. "Например, в первой очереди комплекса "Юнтолово" от "Главстрой–СПб" были неостекленные балконы, а во второй — уже остекленные. Прежде всего остекление меняет эстетическое восприятие здания. Ведь на неостекленных застройщиком балконах большинство жителей пытается сделать это самостоятельно. Что из этого получается, можно судить по домам, которые были сданы в эксплуатацию, допустим, десяток лет назад", — пояснила Ольга Трошева. При этом отсутствие балконов и лоджий — скорее исключение из правил — такое возможно из–за требований к внешнему виду зданий в центре города или в случае, когда обычные балконы застройщик заменил "французскими".
В домах классов бизнес и премиум чаще всего в расчете на квартиру количество балконов или лоджий увеличивается до двух или даже трех. "Нельзя сказать, что все покупатели без исключения стремятся иметь именно большой балкон — большинство устраивает глубина до 1,5 м. Этого достаточно, чтобы вполне комфортно разместиться, поставить столик и стулья", — добавила она.
В свою очередь, Роман Мирошников, исполнительный директор ЗАО "Ойкумена", отметил, что сейчас наблюдается тенденция, когда важно не просто наличие лоджии, а еще и ее площадь и функциональность. "В России исторически балкон был кладовкой, где хранились вещи, которые выкинуть жалко, а применить не знаешь куда. Было даже такое выражение "выкинуть на балкон". Сейчас все чаще в новостройках лоджии проектируются как место для отдыха. Стандартного двухметрового балкона, который чаще всего встречается в типовых застройках 1960–1980–х годов, сейчас недостаточно", — уверен он.
Эксперты отмечают, что за последние годы средний метраж покупаемой квартиры в экономсегменте уменьшился примерно на 5 м2. Однако, даже несмотря на уменьшение продаваемой жилой площади, девелоперы не отказываются от балконов и лоджий при возведении бюджетного жилья.