Смольный вскрыл заявки на генподряд по достройке стадиона на Крестовском

Автор фото: Сергей Коньков

Комитет по строительству Смольного вскрыл заявки претендентов на генподряд по достройке стадиона на Крестовском острове. В открытом доступе данные появятся на днях, но на рынке госзаказа уже известно, что победит "Метрострой". В то же время чиновников, похоже, ждут разбирательства в ФАС.

Утром 9 августа в комитете по строительству вскрыли заявки претендентов на достройку стадиона на Крестовском острове. Оба конкурса — на благоустройство почти на 2,4 млрд рублей и непосредственно на строительство почти на 5,4 млрд рублей — прошли в форме запроса котировок. Это значит, что документация конкурса не проходила через комитет по госзаказу, а победителя напрямую выбирал заказчик, комитет по строительству.
Как и предполагали собеседники " ДП " в Смольном, единственной крупной и серьезной компанией, подавшей заявку на конкурс, стало ОАО "Метрострой".
"В Петербурге широко развита практика раздачи закупок до завершения торгов. В данном случае вопрос решали вне конкурсов, в процессе переговоров, насколько я понимаю", — сказал "ДП" собственник крупной компании, которая регулярно участвует в госзаказах.
Другой собеседник, хорошо знакомый с процессом распределения госзаказов, сообщил, что, по его данным, заявка "Метростроя" будет единственной прошедшей отбор.
"Иногда в подобных случаях привлекают известную компанию-дублера, чтобы продемонстрировать наличие конкуренции. Но в этот раз от роли дублера все отказывались, поскольку это опасно. Ситуация может поменяться в любой момент, и ты окажешься не дублером, а генподрядчиком с самым скандальным, сложным и непонятным долгостроем в руках", — сказал "ДП" собеседник.
В то же время заявка "Метростроя" не единственная. По данным "ДП", на конкурс поступила еще одна заявка от малоизвестной фирмы "Технопром". Собеседник "ДП" в Смольном прогнозирует, что после завершения конкурса эта фирма подаст жалобу в антимонопольную службу.
"Многих бизнесменов раздражает история со стадионом, эта стройка представляется им символом коррупции в стране. К тому же многие пытались попасть в число субподрядчиков, но им это не удалось. Так что сейчас они прекрасно понимают, что их жалобы в ФАС ничего не изменят, но пожалуются из принципа. И именно ради возможности пожаловаться подаются такие заявки. Но в том, что такие компании не пройдут отбор, коррупции нет. Просто это маленькие фирмы, у которых нет нужного опыта работ, и они и сами это понимают", — сказал собеседник "ДП".
Кроме того, заявку на достройку стадиона неожиданно направила компания "Антарес", которая принадлежит супруге Андрея Павлова, скандального бизнесмена, который сейчас находится в СИЗО. Недавно "Антарес" выиграла конкурсы на достройку соцобъектов на 500 млн рублей. Но после недавнего расследования "ДП" об "Антаресе" Смольный отказался подписывать с компанией контракты, сославшись на то, что фирма не предоставила подходящие банковские гарантии, и теперь выбирает другого подрядчика для этих работ.  
Заявку "Антареса" игроки рынка восприняли с юмором. "Одно скажу точно: эпатировать они умеют. Но к этому вряд ли можно относиться серьезно. Конкуренции у "Метростроя" нет и не ожидалось", - сказал один из собеседников "ДП".
О том, что "Метрострой" готовит заявку на конкурс на достройку стадиона на Крестовском, стало известно на прошлой неделе. Ранее переговоры о достройке велись с ГУП "Водоканал" (в самом ГУПе и в Смольном отрицали это). Собеседники "ДП" в "Водоканале" сообщили, что руководитель ГУПа Феликс Кармазинов посчитал стройку слишком сложной и непрофильной.
Также многочисленные собеседники на строительном рынке говорят, что и глава "Метростроя" Вадим Александров не горел желанием браться за этот подряд. Сам Александров за неделю до этого заявлял, что "Метрострой" не будет направлять заявку на достройку стадиона. Впоследствии в "Метрострое" туманно пояснили, что на тот момент решение о расторжении контракта с "Трансстроем" еще не было принято, конкурсы не были объявлены, поэтому в компании не могли оценить требования к генподрядчику.
"Метрострой", в отличие от "Водоканала", не является ГУПом, но на рынке считается скорее госпредприятием де-факто, поскольку работает на госзаказах и выступает монополистом петербургского метростроения. К тому же контрольный пакет в компании принадлежит именно Смольному. Считается, что влияние Смольного на "Метрострой" гораздо выше, чем на "Водоканал", поскольку у последнего — сильные лоббисты федерального уровня и многомиллиардная инвестиционная программа.  
При этом сейчас "Метрострой" выполняет внушительный объем профильных работ — строит станции метро "Театральную", "Новокрестовскую", "Беговую" и другие объекты. Стать генподрядчиком на Крестовском не входило в планы компании. Однако там говорят, что сделают все возможное, чтобы провести работы в указанные сроки (в случае победы в конкурсе). У "Метростроя" есть структура для проведения работ: строительно-монтажные управления, производство, управление механизации. Это позволит компании, например, своими силами проводить работы на крыше и выкатном поле.
Интересно, что более независимые, коммерческие структуры, такие как "Трансстрой", по данным "ДП", на роль генподрядчика практически не рассматривались. Смольный решил довериться ГУПам или хотя бы близким к госструктурам фирмам, так как их проще контролировать, а в случае необходимости дополнительного финансирования они скорее помогут запрашивать его, чем будут требовать больше денег, как это делал "Трансстрой".